Глава однодворцы.
Небольшая предыстория. В начале XVII века русская армия была представлена тремя основными частями: дворянское ополчение, стрельцы и артиллерия. Они были разными по социальному составу. Так как в селе Святом, в деревнях Саткино и Росляи жили однодворцы, предками которых были дворяне, потому основное внимание сосредоточим на них, дворянах.
Дворянское ополчение или поместное войско –конница, было образовано во времена смуты и состояло из служилых людей по отечеству, то есть детей боярских и дворян, и их боевых холопов. Из дворян одной местности формировались сотни, командирами которых становился кто - то из московских чинов. Те дворяне, кто не мог выйти на службу конно, назначались командирами в стрелецкие, пушкарские и солдатские подразделения или отправлялись на городовую гарнизонную службу. Первое ополчение было сформировано в январе 1611 года в Рязани и рязанских городах воеводой Прокопием Ляпуновым, под влиянием воззваний Святого патриарха Гермогена к православным людям против польских католиков, засевших в Московском Кремле. Второе земское ополчение было сформировано Мининым и Пожарским в Нижнем Новгороде в апреле – июне 1611 года.
За свою службу отечеству, дворяне получали земельное (поместное) и денежное жалованье. Минимальный размер поместья был 100 четей (четь равна примерно пол десятины). При расширении и вовлечении новых территорий в орбиту Московского государства, дворянам выделяли наделы в диких землях Верхоценской волости, Тамбовского уезда. Так и появились в нашей местности дворянские поместные наделы в селе Святом, деревне Саткино, селе Иверском, деревне Хлебниково и деревне Росляй. В копии с писцовых книг Василия Кропоткина за 1673 -1677 год дворцовых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда, есть косвенное упоминания о вотчиной земли одного из жителей села Святого … «Всего в селе Руском 56 дворов, тяглых крестьянских дворов, людей в них тож ….. животинные выпуски и всякие владения Мамонтовой пустыни крестьян. А на леве той осины от Ценского леса по верх той речке Отъясу и от ямы на Святое озеро … На меже танбовца, сына боярского Самойла Парфенова сына Игумнова поставлен столб к поместной земле Марка Чекунова, по отводу стрелецкого головы Алексея Рукина». (РГАДА ф396 оп1 д3554)
Сами эти села и деревни были образованы раньше, как населенные пункты в которых жили бортники. Например, село Святое упоминается в источнике «Переборочные книги на бортные угодья в Верхоценской волости в связи с увеличением налога в 1663 -1665 годах. (РГАДА, ф. 1166, оп.1, ед. хр.3, лист 19) «... села Святого на Тараске Прокофеве з братями з бортного ухожя с реки Хопра прежнего оброку рубль семь алтын пять денег. И всего прежнего и новой наддачи пять рублей два алтына две денги. Платил денги Левка Ивлев, да Матюшка Митянин …» В этом документе есть упоминание, о новокрещенном Митке Енговатове и сыне боярском Федке Енговатове, о сыне боярском Гаврилке Парамзине. Эти исторические источники показывают, что в те годы правительство могло жаловать не только землями под пахоту, сенокос и выпас скота, но и под бортные ухожья, в которых, кроме добычи мёда, добывали зверя пушного, зверя и птицу для пропитания, ловили рыбу, собирали дикий хмель. Вполне вероятно, что некоторые из владельцев ухожаев были владельцами угодий, по праву древнего наследования, доставшихся от их предков, русских, мордвы и татар. А политика Москвы того времени, позволяло приравнять местных владельцев земли к дворянам.
Слово однодворец впервые было применено к служилым людям в 1719 году. У однодворцев было право на землевладение и владение личными крестьянами. Правом владения личными крестьянами однодворцы пользовались очень редко. Однодворцы - это потомки служилых людей, несших службу на южных границах расширяющегося государства. Класс однодворцев сформировался из русских детей боярских, стрельцов, пушкарей, солдат, рейтаров, драгун, копейщиков, засечных сторожей, обедневших дворян, городовых, рязанских и донских казаков, Касимского и Кадомского служилого люда и части татарской аристократии. Предки однодворцев служили в дворянском ополчении, затем обеднели и из – за запустения земель служить больше не могли. Предками однодворцев могли быть и крестьяне, которых обращали в драгунский строй, призывали в солдатскую и казачью службу. Поместье их состояло из одного двора, отсюда название однодворец. После введения Петром I обязательности службы для всех без исключения дворян, те кто не захотел или не смог нести службу и не приобрели дворянских прав, остались в прежнем состоянии. Представители одних и тех же родов, чьи предки служили, в результате петровских реформ, оказались в разных сословиях. Однодворцы платили подушный налог, как крестьяне, а служили 15 лет, как дворяне. Со временем из однодворцев сформировался субэтнос, со своими особенностями культуры и со своим, особенным разговорным языком. В основном однодворцы проживали, в Воронежской, Орловской, Тульской, Курской, Пензенской, Рязанской и Тамбовской губерниях. Для решения проблем малоземелья и бедности, правительство регулярно переводило семьи однодворцев в Поволжье и в южные районы Сибири. Землёй однодворцы владели по праву четвертного владения и могли продавать свои земли друг другу, отсюда другое название однодворцев – четвертные крестьяне. Однодворцы, это военная каста, которая к тому же сама себя кормила, занимаясь земледелием и разведением скота для собственных нужд.
Однодворцев с 1719 года призывали в ландмилицию и в драгуны. Те однодворцы, которые не могли пойти на службу со своим конём, призывались в солдаты. А те одноворцы, которые к тому, что призывались, не имея коня, ещё и имели какой – ни будь изъян в своем здоровье, верстались для несения городовой службы, она же гарнизонная. Чаще всего эта служба проходила в городе Тамбове, но могла и в других городах быть. Ландмилицкие подразделения на ряду с полевыми полками охраняла границу.
Граница государств тогда проходила в южной части Тамбовского уезда и там жизнь была сурова. Приведу несколько примеров из жизни семей служилых людей и крестьян.
Деревня Колмаково, ныне Жердевский район.
Во дворе Григорей Егоров сын Оверин, увечен. А после переписи 710 году прибыло у него сасед Иван Данилов дватцати осми лет. Да и с того двора убыло, отец ево Егор умер в 713 году, а братья ево Иван, Гаврила взяты в полон неприятельскими людьми кубанцами в 713 году.
Во дворе Андрей Иванов сын Черкасов семидесят четырех лет. У него брат родной Федор сороку четырех, у него приемыш Иван Петров девяти. У него Андрея в особой избе брат родной Степан пятидесят четырех лет. А с того двора убыло Козма взят в полон в 713 году.
Деревня Русанова, ныне Воронежская область.
Во дворе Мартин Алферов сын Чернов тритцати четырех лет. У него сын Яков шести. Убит сын его Савелей в 713 году.
Во дворе Агап пятидесят четырех, Филип тритцати четырех, Сидор дватцати четырех лет Семеновы дети Русановы. И с того двора убыло дети ево Агаповы, Констентин, Юда, взяты в полон в 713 году. (РГАДА, ф.350, д. 404).
Такая же тяжёлая картина была в вотчинах князя Меньщикова в южной части Тамбовского уезда.
Село Ключи
Во дворе черкашенин Григорий Васильев сын Парпуринин шестидесят пети лет вдов. У него сестра родная, вдова, Марья Васильева дочь штидесят пяти лет. Города Корочи. Служил в Рыбенском полку казачью службу. Пришол в Танбовский уезд за светлейшего князя в село Ключи в 705 году. И ныне он Григорей Васильев тое же службу служит. Да ис того двора в прошлом 713 году неприятельскими людьми, кубанцами, взято в полон: вышеписанной сестры ево Марьи Васильевой дочери детей ея зятя Назара Дмитриева дватцети дву лет, жену ево Агафью Степаниду дочь дватцети лет, да сына ево Трофима трех лет, зятя ж ее Михайла Иванова дватцати, жену ево Прасковью девятнатцети, да сына Федора четырех лет, да зятя ее Григорья Иванова петнатцети и жену ево Аграфену Степанову четырнатцети лет, да ее ж Марьину дочь девку Анну двенатцети лет.
Во дворе черкашенин Федор Иванов сын Кучмин пятидесят лет, вдов. У него дети Петр тритцети, Игнатей дватцети села Ключей. У Петра жена Афимья Яковлева дочь дватцети пяти лет, дочь ево же Федорова Акилина пятнатцети лет. Города Сум. Служил Федор в Сумском полку казачью службу. Пришол в Танбовской уезд в село Ключи в 705 году. Ныне он Федор и дети ево станут службу служить как прежде сего служили. Да ис того двора в прошлом 713 году взято в полон, у Игната жена Агафья Андреева дочь дватцети лет.
Деревня Петрова Поляна.
Во дворе Петр Кузмин сын Кукишев пятидесят лет. Сходец города Романова, дворцовой волости, крестьянин. Ис того города пришол в Танбовской уезд в Петрову Поляну в 702 году. Принял ево в оной деревне ссадчик Макар Колмаков. И в прошлом 706 году танбовец Ерофей Ивенский приехал в ту деревню переписал имена их, и показал ево Петра во крестьянство за светлейшего князя. И с того числа по 710 год всякую работу работывал светлейшему князю, а податей великого государя не плачивал. а в переписных книгах 710 году написан танбовским служилым человеком. Ис того числа по 713 год всякие великого государя подати плачивал, а с 713 года и по сей число всякую работу работает и оброчные денги платит светлейшему князю. Да ис того двора в 713 году взято в полон ево Петрова жена Марья Трафимова дочь сорока дву лет, да дети Иван десяти, Ананья четырех лет.
Почти из каждого двора были полоняники. Многие дворы прекратили своё существование, были сожжены. (РГАДА, ф.350, оп.1, д. 406)
В 30-х годах XVII столетия была попытка переложить основную тяжесть охраны беспокойной южной границы на ландмилицию. Для отражения турецкой и татарской армий была создана Украинская оборонительная линия тянувшиеся от Днепра до Северного Донца. Ландмилиция вдоль этой линии была доведена до 20 конных и пеших полков. Расходы на строительство укреплений и содержание были возложены на однодворцев Воронежской губернии к которой в то время относилась тамбовская земля. Так и оказались представители однодворческих фамилий наших сёл и деревень на Украине.
В 1749 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Сенат издал указ, с неположенных в прежнею ревизию взимать подушный оклад. При этом предписывалось привлекать вписываемых лиц к участию в рекрутских наборах. Ранее эти лица использовались губернскими, провинциальными и воеводскими канцеляриями для несения караулов, отправления посылок и прочих дел, с момента выхода указа, для этих целей, привлекать не надлежало. Помимо запрещения находится на гражданской службе, однодворцам воспрещалось служить в армейских полевых полках. Допускался в теории лишь один вариант – служба в ландмилиции, чем они в основном и занимались. Тех лиц, кто успел обзавестись дворянским званием, и выбыл из числа однодворцев, но находился не удел, ожидала поездка в Герольдмейстерскую контору для определения на службу.
В нашей будущей, Отъясской волости однодворцы жили в деревне Саткино и в селе Святое. Село Иверское и деревню Симонов Угол так же заселяли служилые люди, но в последствии это село и деревня стали помещичьими. Деревня Росляй, ныне часть Кершинских Борков то же была населена однодворцами. В переписной книге за 1714 год, пишется, что в деревне Саткиной было четыре двора. Два двора драгунских и два дворянских. Драгуны и дворяне Саткины жили в трёх дворах. Во дворе Евстрата Григорьева сына Саткина, жил зять его Евстой Ефимов сын Захаров, и он, бежал неведома куда в 1711 году. А брат его Гаврил с детьми Яковом, Петром, Кондратеем, Иваном бежали в 1712 году неведома куда. (РГАДА, фонд 350 ,опись 4, дело 404). Деревня Саткино основано ранее 1702 года семейством служилых людей с фамилией Саткин. В последствии, кроме Саткиных, в деревне жили однодворцы с говорящей фамилией для служилых людей – Морохотов. Почему же в одних дворах записаны дворяне в других драгуны? Записывались по условиям верстки. Объявляли набор, например, в дворянское войско, там прописывались условия набора, в которые входили обязанности (экипировка, наличие коня) и права (надел земли, оклад). Драгун же верстали в войско на похожих, но других условиях.
Ранее упоминание о селе Святом есть в документе, который называется «Переборочные книги на бортные угодья Верхоценской волости в связи с увеличением налога 1663 – 1667 годов». (РГАДА, фонд 1166, опись 1, ед. хр. 3). Если учесть, что селом назывались только те населенные пункты, в которых была церковь, а на строительство культового сооружения нужно некоторое время, то получается, что Святое основано ранее 1663 года. К моменту переписи 1714 года в селе Святом было четыре двора дворянских, да два драгунских: двор Павла Дмитриева Саблина, двор Афонасея Дмитриева Саблина, двор Лаврентия Федотова Маслова, двор Кондратея Кириллова Енговатова, скитавшегося Семена Игумнова и Ерофея Савельева, фамилия не указана, но по логике должен быть Кудрин. Одного однодворца села Святое послали работником в Киев, другого в Осеред. И в дома свои эти люди не воротились перешли на свою поместную землю в Тамбовском уезде.
Чем же занимались работники посланные в эти города? В Осереде (современный Павловск Воронежской области), по указу Петра I, строилась верфь. На Осередовской и других верфях Воронежского адмиралтейства, удалось с 1696 по 1711 год построить 215 кораблей для армейского флота, благодаря которым Россия завоевала Азов и получила выход к морю. Из Тамбовского уезда, к которому в то время принадлежали наши сёла, посылали работников в Санкт Петербург, Киев, Азов, Транжемент (городок близ Черкасска), Осеред (ныне Павловск), Доброй (город Добрый, ныне село Доброе), Ораниенбург (Раненбург, ныне город Чаплыгин), на Липецкие заводы. В этих городах требовались плотники, каменщики, гребцы. Посланные в работники, наши старинные предки, как правило, в дома свои, они уже не возвращались.
Всего в Святом от младенца до глубокого старика жило одиннадцать человек мужского пола. А по переписи 1710 года в Святом было 22 двора, 20 дворянских и 2 пришлых. В дворянских дворах было 88 человек мужского пола, в пришлых четыре. Между 1710 и 1714 годами, убыло 14 дворянских и 2 пришлых двора. Трое постриглись в чернецы. (РГАДА, фонд 350, опись 1, дело 404).
А где же могла находится, упомянутая в документе, вотчинная земля, принадлежавшая святовским дворянам? В книге тамбовского краеведа Н. В. Муравьева «Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области», сказано, что в деревне Цветовка, Пичаевской волости, Борисоглебского уезда (ныне относится к Жердевскому району, Тамбовской области) по ревизской сказке 1858 года, живут государственные крестьяне с фамилиями: Саблин, Кудрин, Маслов, Энговатов. Это, однодворцы в начале XVIII века переселились из села Святого в деревню Цветовку, а после 1840 года обращённые в государственных крестьян.
В 1765 году, в сентябре, в тамбовской провинциальной канцелярии Тамбовского уезда, села Святого сотский Евтей Енговатов дал сказку, в том, что помещика Василья Иванова сына Чирикова дворовые люди и крестьяне, в прошедшую в марте ревизию, в подушным окладе написаны были в оном селе Святом, которые тому назад лет десять, им помещиком Чириковым в Шацкой угодье в село Грибоедово были переведены, в чем и переписаны. С этого момента в селе Святом жили только однодворцы и церковники из причта церкви Архангела Михаила.
В 1831 года из села Святое в степное село Патровку Оренбургской губернии переселись восемь семей. В основном это были семьи, которые приняли молоканство. Те семьи, которые исповедовали православие по - прежнему жили в Святом и ходили молиться в церковь Архангела Михаила. Итак, переселились в Патровку, три семьи Саблиных, две семьи Кудриных, две семьи Масловых, одна Игумновых. В 1832 году переселились ещё три семьи, по одной, Енговатовы, Масловы, Игумновы. Во время голода 1873 года в Патровке бывал писатель Л. Н. Толстой. Он снабжал бедняков деньгами и продуктами, давал им средства на покупку лошадей. Во время своих хождений в народ, граф познакомился с крестьянином этого села Андреем Кудриным, с которым сдружился. Переписку Л. Н. Толстого и А.И. Кудрина можно найти в опубликованных письмах Толстого и к Толстому. Вот такая ниточка соединяет святовских Кудриных и великого писателя Л.Н. Толстого. О том, как граф Толстой жил среди крестьян села Патровки и других окрестных сёл пишет книгу краевед, уроженец этого села, Салазкина (Игумнова) Валентина Петровна.
В деревни Росляй, согласно переписи 1714 года было всего 3 двора, и все они были дворянскими. В одном дворе жил Ермил Дмитриев сын Парамзин, во втором Трифон Семенов сын Парамзин, в третьем Козьма Григорьев сын Бокарев. Ещё был скитавшийся Иван Дмитриев с сыном. Итого вместе со скитавшимися числилось 10 человек мужского пола. А по переписи 1704 года жило в деревни 10 дворянских дворов и один драгунский. Из драгунов по челобитью помещиков было переведено в крестьянство три человека, С 1710 по 1714 год бежало без вести 5 человек, 15 были взяты в солдаты. Один с женой ушёл в Тамбов. Одного послали в Осеред и в дом свой он не возвратился. Всего, вместе с умершими, взятыми на службу и бежавшими убыло 26 человек. (РГАДА, фонд 350, опись 4, дело 404)
Здесь про наших дворян требуется пояснение. Эти дворяне, жившие в Святом, Росляях и Саткино по сути были такими же крестьянами, они сами возделывали свои наделы. Отличало их от крестьян то, что земля была у них в собственности, старший сын наследовал надел. Так же они могли продавать свои земельные участки.
Объединяла однодворцев села Святого и деревни Росляй приходская церковь во имя Архангела Михаила Архистратига,
В 1719 году в ландратской переписи по деревне Росляй показаны, помещика комиссара Василия Михайловича сына Крюкова приказчик Василий Андреев Бабкинов с сыном, скотник Лактион Викулов сын Саплин, его зять Сидор Михайлов сын Шашурин, конюх Антон Дементьев, да дворовые люди, которые пашни своей не имеют и пашут на помещика: Федор Иванов сын Куликов с детьми, Лаврентий Трофимов сын Смутьян с сыном и внуком, Игнат Павлов сын Емельянов, Борис Устинов, Степан Иванов сын Глухов, Аникей. В последствии эти люди то же были переведены на другие вотчинные земли помещика Крюкова, а земли перешли однодворцам из деревни Росляй.
В экономических примечаниях к планам генерального межевания по Моршанскому уезду за 1782 год рядом с Саткинским отхожим покосом записана пустошь Саблина, что прежде была деревней. Об этой деревни не осталось никаких воспоминаний, можно только предположить, что она была основана представителем рода Саблиных из Святого.
До 1844 года жители села Святое и деревень Саткино и Росляи в метрических книгах писались как однодворцы, после упразднения класса, с 1845 года их записывали как государственных крестьян, вплоть до отмены сословий в 1918 году.
Звонарев Н. Н. 16 июля 2020 года.
Кто знает больше, или желает дополнить текст, пишите в комментариях.
Кто заметил ошибки, пишите.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2