В 1930-е под руководством наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе возле Каспийска начали стройку секретного машиностроительного завода № 182, который должен был выпускать подводное оружие и дизельные двигатели для судов и техники. Один из гигантских пристрелочных (испытательных) цехов для торпед, в официальной переписке любовно называемый «павильоном», предложено было впервые в отечественной истории расположить прямо в море.
Руководить проектированием всего комплекса «Двигательстроя», включая и восьмой морской цех, поручили инженеру Александру Дезорцеву, получившему образование в Европе и уже успевшему к тому времени построить в СССР крупнейшие гидротехнические сооружения, плотины и электростанции.
Техническое решение здания не имело аналогов. На берегу, в вырытом котловане на брусчатом настиле в опалубке, был залит массив цеха, «понтон», который затем был выведен в море и установлен на заранее подготовленное основание — искусственный остров, который был дополнительно углублен на дне моря (высота подводной «постели» цеха — 19 метров) и разравнивался водолазами несколько месяцев.
Стройка шла с невероятными сложностями и запаздыванием — начиная с того, что гигантский котлован начинали рыть всего 35 человек с двумя лошадьми и трактором «Коммунар», и заканчивая тем, что работать вслепую в мутной воде было невозможно. Тем не менее в 1939 году цех-гигант площадью 5185 метров был достроен. Помимо собственно промышленных помещений, он вмещал кабинеты, гостиницу, кафе, библиотеку (все с паркетными полами), спортивный зал в подвале и 42-метровую башню с лифтом и четырьмя смотровыми площадками. Несмотря на сугубо утилитарное назначение здания, авторы надводной части — начальник проекта Григорий Ахенштейн, которому на момент строительства было 25 лет, инженеры-проектировщики Матевосян и Парфенов — уделили архитектурным качествам проекта особое внимание. Эффектный силуэт цеха с высокой башней и мощным выступом смотровой площадки стал символом города и даже помещен на герб Каспийска. Детально продуманные фасады с закругленными выступами, «капитанскими мостиками», вертикальными ленточными окнами и другими приемами позволяют говорить о том, что авторы были хорошо знакомы с европейским ар-деко и его любовью к корабельным мотивам в архитектуре. С 1966 года цех перестал отвечать требованиям к испытаниям торпед новых поколений и был заброшен; уже 52 года он служит памятником советской тщеты и гигантомании наряду с Беломорско-Балтийским каналом или БАМом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 56