понял, что счастье где-то рядом. Киномеханик отвёл парня в театральную студию. Но когда несуразный мальчик с большим носом впервые вышел на сцену, зал взорвался от хохота. Фрунзик сначала расстроился, а потом понял: не каждому дан талант смешить.
Отец был против актёрства. Мечтал, чтобы Фрунзик продолжал рисовать, — он любил его портреты, карикатуры. Но успел увидеть сына на сцене — в клубе текстильного комбината. Вернувшись домой, он молча подошёл к Фрунзику, снял ботинки и упал к его ногам. Принял выбор сына. Только о популярности не узнал — умер в 51 год. Мать застала первый успех Фрунзика, но вскоре тоже ушла в другой мир. К тому времени Мкртчян, пережив несчастную любовь (на однокурснице Кнаре не разрешили жениться её родители), создал семью с Донарой Пилосян (в «Кавказской пленнице» она сыграла супругу Джабраила). Они вместе служили в театре, воспитывали детей, любили и были счастливы.
Беда пришла, откуда не ждали. Фрунзик стал замечать, что Донара чудовищно ревнует. Она придиралась по пустякам, устраивала скандалы, подозревала мужа в неверности, кричала, била посуду... А дети меж тем сидели грязные и голодные. И чем дальше, тем хуже. Фрунзик готов был днями и ночами гулять по городу, лишь бы не возвращаться домой.
Друзья посоветовали показать Донару врачам — диагноз его чуть не убил. Шизофрения прогрессировала. Фрунзик искал лучших докторов в СССР и за границей, тратил все деньги, возил любимую по клиникам. Но, когда понял, что сын унаследовал от жены тяжёлую болезнь, опустил руки. Он и раньше любил выпить. А тут просто топил горе в вине. Георгий Данелия на съёмках «Мимино» даже пригрозил: не завяжешь — возьму вместо тебя другого. Фрунзик продержался 10 дней. Потом начались проблемы с печенью. В больнице он пережил клиническую смерть...
Старая кукла-марионетка — ей актёр открывал душу. Два оставшихся накомодных слоника, которые должны были бы принести счастье; кинжал, оставшийся от съёмок фильма «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»; связка ключей от гостиничных номеров в разных городах... — эти вещи сегодня в музее Фрунзика Мкртчяна в Гюмри. Актёр любил их, играл с ними, как дитя. И эта любовь, конечно, была замещением — механизмом психологической защиты.
Он пытался спастись. Как Мюнхгаузен — вытащить сам себя из «болота». Чтобы не сойти с ума от боли, горя, одиночества. В глазах уже не было озорства, они были полны грусти.
Фрунзик развёлся с Донарой. Попытался найти счастье ещё раз. И опять не получилось: брак с Тамарой Оганесян продлился всего год. «Такая у человека судьба. Чёрная», — скажет мне при встрече директор музея в Гюмри Шогик Мелконян.
С конца 1980-х Мкртчян уже не снимался — режиссёры боялись связываться с пьющим актёром. Из театра, в котором прослужил 35 лет, он уволился, обидевшись, что главным режиссёром назначили не его. Создал свой. Но справиться с вредной привычкой не смог. «Он желал смерти, рвался к ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты, — считал Альберт Мкртчян, теперь уже тоже покойный. — Его погубило не время, не пристрастие к вину, нет... Он сознательно шёл к погибели, не в силах пережить болезнь сына и жены».
Фрунзик Мкртчян смешил зрителей много лет. И даже на тот свет ушёл, как пошутил: хоронили артиста в Ереване в Новый год. Друзья накрыли его легендарной дублёнкой из «Мимино» с торчащим из кармана носовым платком. А проститься с народным любимцем пришли тысячи поклонников...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев