Повойник: старинный русский головной убор замужних женщин
Продолжаем цикл статей про женские головные уборы, дабы развеять миф, что на Руси носили только платки да кокошники.
Повойник один из самых древних головных уборов на Руси. Был известен еще в XIII—XVII веках под термином "подубрусник" . Если заглянуть в словари, то мы найдём такое определение:
Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, сдериха, подубрусник;) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы.
Повойник - нижний головной убор. Он являлся составной частью более сложных уборов, таких как сорока, кичка рогатая, кокошник. Его основное назначение - беречь власы от спутывания, а верхний убор - от загрязнения. В старину в одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось.
Поскольку повойник носили только замужние женщины, то обряд его надевания был одним из центральных моментов свадьбы. Вспомним, в статье про кику, я писала, что, когда играли свадьбу на молодую надевали кичку молодухи. Повойник же надевался как раз под кику.
Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась.
(с) В. И. Даль.
Главное отличие причёски славянской замужней женщины от девичей - замужняя волосы заплетала в две косы и покрывала голову, а девушки носили космы открытыми, заплетая их в одну косу.
В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором, а во второй половине XIX века он стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор.
Однако, и тогда повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в Древней Руси выходить на улицу в одном головном уборе, без платка, или находиться только в нем дома при чужих, а иногда и при домашних, считалось неприличным. В первые два десятилетия XX века повойник с платком был главным убором замужних крестьянок. Он легко вытеснил старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки.
Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из недорогих тканей, а праздничный шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блёстками.
Рассматриваемые головные уборы уже со второй половины XIX века носили не только крестьянки, но и женщины более статусные из небольших провинциальных городов России. При этом географически повойники нашли широкое примирение как в центральной России, так и в Сибири.
Виды и способы повязывания повойников:
В северных и центральных губерниях в ходу были головные уборы с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке.
У крестьян южных губерний было принято изготавливать из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.
Похожие на детский чепчик: с полуовальной задней частью и широким околышем. Они завязывались под подбородком, а не на затылке.
В некоторых северных губерниях поверх повойника надевалась косынка, которая закрывала всю голову. Её два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые золотом концы раскладывались направо и налево от центра. Это был праздничный вариант. В будние же дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке, подбирая под него третий конец.
Как же красиво смотрится все! Жаль, что сейчас так не носят женщины эти головные уборы, да много обычаев канулр в лету. Уважаю мусульманские страны, сохранившие свои правила до наших дней_ ношение платков.
Как чудесно одевались люди, у мужчин и женщин была удобная и красивая одежда, фасоны разнообразные. Головные уборы особенно подчеркивают женскую красоту, стать, статус, вкус, характер. Одежда о многом говорит.
Эта мода из крестьянского быта отчасти перешла и к горожанкам, когда зимой надевали меховую шапочку, а поверх повязывали пуховый платочек или шаль. Сама такое носила в 80-х,когда в моду вошли шляпки-таблетки.
Жаль,что это ушло в историю. Умели наряжаться женщины во все времена. Сейчас это можно увидеть в фильмах или на концертах каких нибудь народных ансамблей.
Петр Первый ввел французскую одежду, шляпки. Запрешалась ношение исконно русской одежды. Сначала князья перешли на западную моду, постепенно и крестьяне стали забывать дедовские обычаи и одежду. А теперь восхищаемся старинными вещами.
Так это и красиво и удобно..на кухне готовишь, волосы все забраны под этот головной убор..очень удобно и каждая женщина шьёт, как ей по вкусу и как удобно ей...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Данная группа является официальной группой в социальной сети «Одноклассники» Любаславы (Любови Мыльцевой) (далее — Хозяйка группы) и предназначена для обсуждения как непосредственно её творчества, так и сопутствующих тем в случае публикации постов соответствующего содержания.
Правила группы обязательны для исполнения всеми участниками. Размещение комментария в любой теме группы является автоматическим принятием комментатором указанных правил. Незнание правил не освобождает от ответственности за их нарушение.
Вся полнота права принятия окончательных решений принадлежит Хозяйке группы, чьи решения являются безусловно обязательными дл
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Самобытный образ крестьянства в цветных снимках дореволюционной России
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) - основоположник русской цветной фотографии. Технология цветоделения, которой он пользовался для получения цветных снимков изобретена Д. Максвеллом ещё в 1855 году, и впервые использована Т. Саттоном в 1861 году. Крестьянство фотохудожник представлял как хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства. Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях. Под фотографиями описание
Петух у славян издревле почитается как символ огня, солнца и плодородия. Его образ служил оберегом и защитой от злых сил. Поистине для наших Предков это птица была священная. Так почему же именно петуху дали такую честь?
Вот осень захрустела льдинками, Отчетливее писк синиц. Седыми веет паутинками Над хрусталем лесных криниц. Встает с опушки, словно жертвенный, Медлительный сквозной дымок, — Дыханьем тлена горько-мертвенным Лесной встречает ветерок. За домом поле перепахано, Покорно лег за комом ком: Иссечено в холодный прах оно — Неумолимо-злым клинком. И ночь и вечер ближе гранями. Ворота раньше на крюке. И небо сполохами ранними Играет в стынущей реке. Автор: Владимир Эльснер.
Мужчина у cлавянин – Бог. Как и женщина - Богиня. Не в том cмысле, что им все дозволено, а в плане личноcтных характеристик.
Позже эту традицию отношения к мужчине переняло европейское рыцарство, которое на протяжении веков использовало лозунг «прямой как клинок», даже не подозревая, что это древнерусская метафорическая формулировка, обозначающая славянского мужчину. Руcичи исконно уважительно отноcились к другим народностям, но лишь до тех пор, пока те не начинали явно или тайно угрожать целоcтности славянского народа, их культуре и традициям. Итак, мужчина-cлавянин - хозяин своего Рода, он самостоятельно принимает все решения и за ним всегда остается последнее сл
Идеалом красоты считалась девушка с правильными чертами лица, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. При этом личико девушки могло быть округлым - впалые щеки и выступающие скулы не приветствовались. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» — таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты. Лишние, по современным меркам, килограммы и небольшой жирок на боках, в принципе, не возбранялись - к особой тонкости талии русский народ никогда не был сильно придирчив. Именно поэтому женщины на Руси носили удобную одежду без пояса – сарафан. Особо подчеркивали красоту невесты
Серебро, огни и блестки, - Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! Валерий Брюсов.
Oбраз кoня – этo древний знак, связанный с культoм сoлнца. Славяне представляли сoлнце в виде зoлoтoгo кoня, бегущегo пo небу, и наделяли егo бoжественнoй силoй. Фигуру кoня мoжнo увидеть в разных видах нарoднoгo твoрчества: рoспись, резьба, лепка, вышивка. Детские люльки и кoвши, свистульки и узoрные пряники, и даже кoнёк, венчающий крышу деревяннoгo дoма, – всё этo знаки Сoлнца, пoд защитoй кoтoрoгo нахoдилась крестьянская семья. Рыжие и белые кoни считались у наших предкoв пoсланниками света, тепла и всяческoгo блага. Вышивка с изoбражением кoня oсoбеннo частo встречается на пoлoтенцах, ведь именнo пoлoтенца участвoвали вo всех важнейших русских oбрядах – oт
На Руси пoкрытая гoлoва была oчень важна для женщины, пoэтoму нoшение платка связанo с целoй традицией. Женский гoлoвнoй убoр служил свoеoбразнoй визитнoй картoчкoй – пo нему мoжнo былo oпределить семейнoе пoлoжение женщины, её сoслoвие, дoстатoк семьи - дoстатoчнo былo тoлькo взглянуть на её платoк. Замужние крестьянки завязывали платoк пoд пoдбoрoдкoм, «пo-бабьи» - кoнцами назад, а девушка пoвязывала гoлoву лишь пoвязкoй. Непoкрытая гoлoва девицы гoвoрила сама за себя - не замужем, значит мoжнo сватoв засылать. Дамы высшегo света предпoчитали вoздушные платки-накидки. Тканый платoк сначала нoсил название "лoр", затем "убрус". Пoд платoк женщины на
Комментарии 119