Фильтр
Все темы

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ ЧЕСТЕРТОНОМ» в Трубниках!

«Апостол здравомыслия», «человек-гора», «Гофман ХХ столетия», «рыцарь веры», «мастер преувеличений», «Гулливер среди лилипутов»: все эти титулы и прозвища принадлежат одному и тому же человеку — Гилберту Киту Честертону. Обычно его авторство ассоциируется с детективной прозой, но еще он был замечательным журналистом, художником-иллюстратором, литературным критиком и христианским мыслителем.
«Композиционная логика выставки заимствована у героев романа Честертона „Человек, который был Четвергом“. В романе каждый из персонажей олицетворяет один день недели. Так же строится наша экспозиция выставки. Каждый из семи ее залов — отдельный аспект тво

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Завершила работу первая лаборатория «Центра развития инклюзии в музеях» по работе с глухими и слабослышащими посетителями
https://goslitmuz.ru/news/more/19780/
.
На занятиях, проходивших с марта по июнь, сотрудники музеев познакомились с актуальными формами и методиками работы музеев с глухими и слабослышащими посетителями. А 20 участников, отобранных в рамках конкурса, разработали идеи проектов для глухих и слабослышащих посетителей в собственных музеях.
Итоги подвели 12-14 июня в Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра: авторы представили свои проекты на рассмотрение экспертному жюри. Презентации сопровождались выступлением приглашенных экспертов и кураторов проекта.
Благодарим за поддержку проекта Благ

«Холостому завязывает галстук горничная, а женатому жена»

«Так писал молодой Чехов в рассказе «Руководство для желающих жениться». Он не стал добавлять, что галстук является необходимой деталью туалета для приличного человека вне зависимости от его семейного положения, — однако исходил из этого принципа всю жизнь.
Чехов вырос в среде, в которой ношение галстука представлялось вычурной и излишней привычкой, и сам так и не научился завязывать ни галстук, ни бабочку. Однако ту среду он ненавидел, и — от противного, — маркировал галстуком людей и героев достойных.
Константин Станиславский вспоминал, как Антона Павловича вывел из себя рассказ о провинциальном представлении «Дяди Вани», в котор

Занюханный, несчастный, смешной…

Такими эпитетами наградил молодого Александра Вертинского редактор весьма распространённой бульварной газеты «Раннее утро» Александр Осипович Волк, встретив будущего шансонье как-то поутру на Тверском бульваре.
Волк дал Вертинскому рубль и сказал, что из юноши может выйти еще прекрасный куплетист, если он, конечно, одумается…
«А чего, вы, собственно, хотите от меня? — спросил я <Вертинский>, глядя ему в глаза. — У меня ведь жизнь ещё только начинается. А так как вы к тому же не мой папаша, меня не содержите и обо мне не заботитесь. Не правда ли? Я пока ещё… — тут я на минутку задумался, — я волк, только не такой жирный, как вы! Я голодный волк-одиночка! Ме
#планынанеделю

ДАЙДЖЕСТ СОБЫТИЙ 24 – 30 июня

ВЫСТАВКИ
🏛 Музейный центр «Зубовский, 15»
🔹 «Александр Вертинский: Прообраз музея»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19583/
 (до 29 сентября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/969D558DD85CE0CC1F900E865ABC880860D165BB/2024-06-04/12:00
экскурсии.
🔹 «Сергей Параджанов. Вечный полёт»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19531/
(до 27 октября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/8F276AB0160AE8623EC0F6F6F36A8AA26B4AF469/2024-06-25
и кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/5ABE39013A9D1465E5C80D7F44E070449850832B/2024-06-29
экскурсии.
🏛 Дом И.С. Остроухова в Трубниках
🔹«Уроки Золотой рыбки. К 225-летию А.С. Пушкина»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19581/
(до 17 ноября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/7AB8C85028FB93D5DACF2BAB5D626DBE86715958/2024-06-25
экскурсии.
🏛 Музей Серебряного века
🔹«Взлёт огня». Юбилейная выставка к 150-летию В.Я. Брюсова
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/18303/
(до 4 октября) Есть кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/260DAED7731A48F2BEAFFF5DE4D9BFF1FC960D90
экскурсии.
🔹Международная выставка «История Дома Брюсова»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/18296/
(до 11 декабря).
🏛 Дом-музей А.И. Герцена
🔹«К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19502/
(до 12 сентября).
ЛЕКЦИИ

«ОБРЕТЕНИЕ ГОЛОСА. К “ВОСПОМИНАНИЯМ О КОРНЕЕ ЧУКОВСКОМ”»

Из цикла «Переделкинская Чукоккала»
Воспоминания о Чуковском начали складываться при его жизни. Когда Алексей Толстой фиксировал в альманахе «Чукоккала» свой притворный ужас от вечерней встречи с Корнеем Ивановичем в середине 1920 годов (Чуковский отходил ко сну очень рано, видеть его в позднее время суток было «дико и противоестественно»), — то на другой день беглая запись уже превращалась в мемуар.
Удивительная личность и стиль литературной работы Корнея Чуковского вольно или невольно влияли на воспоминания о нем. Прежде всего, это относится к труду его старшей дочери, Лидии Чуковской («Памяти детства. Книга о моем отце»).
Одну гл

АННА АХМАТОВА И СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

«Кто‑то недавно сказал мне: «10‑е годы — самое бесцветное время». Так, вероятно, надо теперь говорить, но я все же ответила: «Кроме всего прочего, это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева». Судьба остригла вторую половину и выпустила при этом много крови.
Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми XX века и не хотели оставаться в предыдущем.
Достоевский не знал всей правды о зле. Он считал, что если ты зарубил старуху-ростовщицу, то потом до конца жизни тебя будут грызть муки совести и, в конце концов, ты признаешься, и тебя отправят в Сибирь. А мы знае

ЛЕРМОНТОВ. МЕСТА СИЛЫ.

«Творческая биография Лермонтова загадочна (если не сказать таинственна). Не всегда ясно, становится ли первоисточником произведения сюжет из жизни поэта или литературный замысел претворяется в жизнь?..»
21 июня в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске будет дан старт трехсерийному выставочному проекту «Лермонтов. Места силы: музейный сериал»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/opening_soon/19779/
, приуроченному к 210-летию со дня рождения поэта.
Это «попытка показать ключевые лермонтовские культурные локусы в „двойной перспективе“, в сопряжении „реальной“ биографии поэта со сложной системой сюжетных событий и характеров», — рассказывает Сергей Шаулов, автор идеи и куратор выставки.
Три эпизода «

КВАРТИРА ДЕТСТВА ДОСТОЕВСКОГО

«При входе из холодных сеней, как обыкновенно бывает, помещалась передняя в одно окно (на чистый двор). В задней части этой довольно глубокой передней отделялось с помощью дощатой столярной перегородки, не доходящей до потолка, полутемное помещение для детской. Далее следовал зал — довольно поместительная комната о двух окнах на улицу и трех на чистый двор. Потом гостиная в два окна на улицу, от которой тоже столярною дощатою перегородкою отделялось полусветлое помещение для спальни родителей. Вот и вся квартира! Впоследствии, уже в 30-х годах, когда семейство родителей еще увеличилось, была прибавлена к этой квартире еще одна комната с тремя окнами на задний д

ДАЙДЖЕСТ СОБЫТИЙ 17 – 23 июня

ВЫСТАВКИ
🏛 Музейный центр «Зубовский, 15»
🔹 «Александр Вертинский: Прообраз музея»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19583/
(до 29 сентября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/969D558DD85CE0CC1F900E865ABC880860D165BB/2024-06-19
экскурсии.
🔹 «Сергей Параджанов. Вечный полёт»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19531/
(до 27 октября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/8F276AB0160AE8623EC0F6F6F36A8AA26B4AF469/2024-05-24
и кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/5ABE39013A9D1465E5C80D7F44E070449850832B/2024-06-15
экскурсии.
🏛 Дом И.С. Остроухова в Трубниках
«Уроки Золотой рыбки. К 225-летию А.С. Пушкина»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19581/
(до 17 ноября). Есть обзорные
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/7AB8C85028FB93D5DACF2BAB5D626DBE86715958/2024-06-18
и кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/A842356CF6D5F7A5DF66107E7185B42433CBA67D/2024-06-18
экскурсии.
🏛 Дом-музей А.П. Чехова
«“Лучшей фотографии у меня нет”: А.П. Чехов в объективе фотографов-профессионалов и любителей»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19501/
(до 30 июня). Есть кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/9E833E7ACEA56D68C0A0C714B88E962759674F96/2024-06-23
экскурсии.
🏛 Музей-квартира А.Н. Толстого
«Комедия ошибок, или Два сказочника»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19686/
(до 26 сентября). Есть кураторские
https://goslitmuz.tn-cloud.ru/event/CC682DEB087FB8EF5990033453CEDF2ED3ECCCA2/2024-06-12
экскурсии.
🏛 Дом-музей М.Ю. Ле

Место хорошее, тихое, от всего близкое...

Эрнест Орлов рассказывает о нашем Доме-комоде.
Смотрите, слушайте и приходите в гости! До конца июня у нас выставка «“Лучшей фотографии у меня нет”: Чехов в объективе фотографов-профессионалов и любителей»
https://goslitmuz.ru/exhibitions/current/19501/
06:10
Дом-музей А.П.Чехова
227 просмотров

ЛОВУШКА ЛЕРМОНТОВА

Николай I получил в подарок роман «Герой нашего времени», изданный в двух книжечкаx. Первая царю понравилась. Но потом, прочитав книжечку вторую, царь содержание романа не одобрил.
«Царь взял с собой книгу Лермонтова, прощаясь с больной женой в Эмсе. В сопровождении Бенкендорфа и Орлова 12 июня 1840 года он сел на пароход «Богатырь», доставивший его в Петергоф. 12 (24) июня Николай начал свое письмо к императрице и продолжал его во все время плавания.
13 (25) июня — первое упоминание о романе Лермонтова: «Я работал и читал всего Героя, который хорошо написан. Потом мы пили чай с Орловым и болтали весь вечер; он неподражаем».
Утром 14 (26) июня путешественник вновь пр

«ПУШКИН И ПАСТЕРНАК: ТЕМА И ВАРИАЦИИ»

Летом 1918 года на даче Штибеля, что недалеко от подмосковной Очаковской платформы, Пастернак завершает пушкинский цикл, название которого — «Тема с вариациями» — по сути даст название и всей книге стихов 1923 года. Пастернак ставит на рукописи не только дату, но и — редчайший случай — место! Словно документирует некое событие, особенно если иметь ввиду последние, завершающие цикл строки:
Мгновенье длился этот миг,
Но он и вечность бы затмил
Так что такое этот миг? Чудо? Откровение?.. Пастернаковские строки оказались будто смысловым ключом и к самому пушкинскому циклу, и к нашей новой выставке, которая открылась в Доме-музее Б.Л.Пастернака к 225-летию

О СЕБЕ И ДЕТСТВЕ

«Я родилась в один год с Чарли Чаплиным и «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии — 1889 год.
Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему‑то «декадентской поэтессой».
Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Эти вещи знала наизусть моя мама.
Языческое детство. Я получи

«Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку»

«Пребывание тети Маши у нас в доме весной и летом 1916 года, несомненно, способствовало написанию пьесы «Касатка», сюжет которой заимствован из бурной жизни любимого племянника тети Маши, Леонтия Комарова. Еще ранее тот же сюжет использован был Толстым в повести «Неделя в Туреневе».
Точную дату написания «Касатки» я не помню. Знаю только, что «Касатка» написана была одним духом, скоропалительно, недели в две, и что написана она вскоре после пьесы «Ракета», а не до нее, ибо впоследствии Толстой часто говорил, что неудачная «Ракета» была для него разбегом для написания «Касатки».
(Н. В. Толстая-Крандиевская, сб. «Воспоминания об А.

«ВЗРОСЛЫЕ ЗАГАДКИ ДЕТСКИХ СКАЗОК ПУШКИНА»

Считается, что в основу «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина лёг сюжет сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Жена стала Старухой, а рыба камбала — Золотой рыбкой. Дальше все «по плану»: Изабель (так звали жену) хочет каменный замок, потом требует превратить её в королеву, кайзера и Господа Бога.
Желания пушкинской Старухи мы помним с детства — от нового корыта все движется к Владычице морской. Но в первом варианте Александра Сергеевича была еще ода «xотелка»:
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!..
И Пушкин сажает Старуху на папский престол и выдает ей тиару:
...Вор
Показать ещё