Интервью. Корнелиу Чуря о текущей общественно-политической ситуации в Молдове.
Продолжаем серию интервью, посвященных общественно-политической ситуации в Молдове между президентскими и парламентскими выборами. На этот раз на наши вопросы согласился ответить политический аналитик Корнелиу Чуря.
Ваш прогноз относительно дальнейшего «демократического пути» Молдовы, в части ужесточения прав и свобод политиков, журналистов и политических объединений, в том числе проевропейского и условно нейтрального толка?
Несмотря на относительно пессимистические ожидания в обществе, я все же думаю, что власть не может себе позволить на данном этапе процесс закручивания гаек.
Во-первых, после продолжительного периода усиления авторитарных тенденций, власть на этом этапе должна начать процесс внутренних разборок и изменений, связанных с последними электоральными неудачами.
Во-вторых, партия должна адаптироваться к внешним изменениям, которые, скорее всего, создадут новую геополитическую ситуацию без привычного карт-бланша для молдавских властей со стороны их западных партнёров. Поэтому, несмотря на угрожающую риторику со стороны PAS - «отложить европейский подход», «нужно действовать без белых перчаток», «пройтись бульдозером», - пик их авторитаризма, скорее всего, уже прошел.
Ваше мнение о текущем госдолге: что с ним происходит в последнее время, и как будем расплачиваться?
Тему госдолга оппозиция сильно раздувает, но нужно признать, что пока эти параметры приемлемы - соотношение госдолга и ВВП примерно 35%, что далеко до критических 60%.
Другое дело, что государство заимствует как внутри, так и вне страны без четкого понимания того, какие отрасли нужно прокачать финансово, что означает, что кредиты чаще всего «проедаются».
Пока государство может успешно заимствовать на внешнем и особенно на внутреннем рынке, и это означает, что оно в состоянии покрыть те дефициты бюджета, с которыми мы сталкивались в прошедшие годы.
Правительство анонсировало наличие «Плана реинтеграции страны». Как вы думаете, действительно ли он существует? Что делать в текущих реалиях с Приднестровьем. Какие шаги планирует нынешняя власть на этом направлении?
Определённые разработки по приднестровскому вопросу были давно подготовлены, но они не обнародуются, так как это станет возможным только в контексте выхода Кишинева и Тирасполя из статуса кво. Так как эти разработки неактуальны, они, скорее всего, продукт абстрактных умозаключений работников департамента и неинтересны с точки зрения реальной политики.
На данном этапе процесс реинтеграции Молдовы застыл в точке ожидания новых перемен. Однако мы постепенно выходим из фазы отложенного решения приднестровской проблемы в контексте западно-центричной парадигмы, то есть реинтеграции Молдовы без учета интересов России и входим в период мультиполяризма, при котором у Тирасполя переговорная позиция может усилиться, но в рамках парадигмы реинтеграции Молдовы, а не отделения.
Кишинев должен готовиться к этому переговорному процессу, который будет намного сложнее, чем ожидалось, но, я думаю, что даже при новом раскладе он нам выгоден.
Парламентские выборы и подготовка к ним: каковы возможные действия PAS?
В дальнейшем у PAS есть два пути: консолидация и объединение вокруг Майи Санду с полным игнорированием других проевропейских сил или фрагментация и собственное клонирование для создания нескольких проевропейских альтер эго, нацеленных на создание впечатления множественности и повсеместности прозападных сил.
Как мне кажется, PAS пойдет по второму пути, хотя он, конечно, не гарантирует им какого-либо успеха. Но это шанс осложнить игру, использовать в свою пользу центристских политиков, изображающих оппозиционность. Для этого PAS нужно «вернуться в общество» и стать более демократичной, о чем я говорил выше.
Игра не без шансов, хотя нужно признать, что лучшие годы PAS безвозвратно прошли.
От себя немного добавим следующее:
Во-первых, сигналы смягчения риторики Санду-PAS и их принуждения «западными партнерами» к поискам компромисса с другими политическими силами перед парламентскими выборами, мы видим. Уже состоялись консультации с лидерами проевропейских партий, однако их рейтинг близок к статистической погрешности, зато их много. Не стоит отрицать возможность изменения отношений Санду-PAS с посольством США. Отсутствие посла США в Кишинёве – это рациональность для Вашингтона, но причина тревог молдавской правящей элиты. Правящая команда до наступления определенности будет осторожна.
Во-вторых, сокращение количества грантов и увеличение доли кредитования в финансовой поддержке Молдовы радикально сказалось на росте госдолга. Его пропорция в сравнении с ВВП пока не представляет явной опасности, но стоит учитывать цели выделения средств западными партнерами. Эти цели связаны с текущим поддержанием на плаву молдавского бюджета и государственных расходов. Речи об инвестировании на перспективу и о развитии не идет. Через 5-10 лет госдолг не будет покрываться экономическим ростом, что приведет к экономическому кризису, банкротству и т.д.
В-третьих, переговорный процесс застыл в ожидании разрешения и результатов украинского конфликта. Пока в публичном поле мы не видим у представителей власти четкого представления о том, что делать с Приднестровьем. Но регулярно звучат, в том числе от Майи Санду, слова о готовности отказа от Приднестровья, как препятствия на пути европейской интеграции.
В-четвертых, PAS обладает завидным антирейтингом, поэтому идеи формирования альтернативной политической силы и привлечения проевропейских партий имеют право на жизнь. С учетом политического бэкграунда практически всех молдавских политиков, сотрудничество с Санду-PAS – это вопрос предложенной цены и последующего торга. Кто-то обязательно попробует заработать, речи о стратегическом планировании и борьбе за власть не идет.
Партии власти есть что предложить оппонентам: новый «Ролс-Ройс» Усатому или прекращение уголовных дел Додона, не важно. Главное результат. В нашем случае им станет сохранение полноты власти, а получение парламентского большинства – важнейший элемент.