Эксперт: Мария Орлова — шеф-редактор Межобластного еженедельника «Караван + я» (г. Тверь);
Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Угол зрения» на радио СОЛЬ, у микрофона Александра Хворостова.
Приближается дата, о которой в нашей стране знает каждый, - 9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне. Но, к сожалению, в последнее время, и это многие отмечают, празднование этого дня становится все более формальным. Некоторые даже сравнивают его с карнавалом или истерией. Тому поводов очень много: недавнее взятие картонного Рейхстага, то, как наши соотечественники относятся к георгиевской ленте – символу Победы, расклеивание всевозможных наклеек на личные авто и даже участие в акции «Бессмертный полк» в некоторых регионах делают формальным, ради галочки.
Детей в школах и детсадах одевают в военную форму, объявляют всевозможные фотоконкурсы. Примеров таких много, каждый год происходят такие случаи как раз в преддверии праздника 9 мая.
Никто не отрицает, что знать и помнить историю нашей стране нужно и важно каждому. Но почему происходит подобная тенденция, будем сегодня разбираться в нашей программе, которую мы назвали так: «Этот день Победы: праздник превратили в карнавал?». Многие ныне живущие участники войны большую часть года чувствуют себя одинокими, брошенными на произвол судьбы. И лишь в конце апреля-начале мая они получают всевозможные поздравительные открытки, продуктовые наборы. Причем открытки обычно обезличены, написаны под копирку.
Одним из примеров подобного поведения со стороны властей является сообщение на портале «Тайга.инфо»: «Последний бой новосибирского ветерана: письмо от Путина вместо ремонта канализации». В этой статье журналисты опубликовали историю семьи ветеранов из Новосибирска, Алексея Петровича Золотилина, ветерана ВОВ и его супруги Валентины Михайловны, которые живут в Новосибирской области, в городе Барабинске, получают, как и многие ветераны, поздравительные открытки от В.В. Путина, но им нужно совершенно другое. Жилье, в котором они проживают, давным-давно требует капитального ремонта. Но почему-то власти открещиваются от нужной помощи в адрес наших фронтовиков. Примеров таких очень много.
Переходя ближе к теме нашей программы, скажу, что на сайте Межобластного еженедельника «Караван+Я» 3 мая вышла статья: «Сегодня – солдат, завтра – Золушка». И у нас на связи автор статьи, Мария Орлова, шеф-редактор Межобластного еженедельника «Караван + я» (г. Тверь). Здравствуйте!
Мария Орлова: Добрый день.
А.Х.: Сначала поделитесь с нами самыми важными идеями статьи.
М.О.: Для меня тема ветеранов, участников войны не отстраненная, а настолько родная и близкая, что то, что творится сейчас, меня откровенно пугает. Не стали же бы вы своего немощного дедушку в инвалидной коляске выносить на улицу и трясти этим дедушкой, пусть даже со всем почетом и уважением, потому что этот дедушка нуждается совсем в другом. Он нуждается не в этих словословиях, не в ритуальных хождениях с портретами бессмертного полка, он, еще живой дедушка или бабушка или вдова ветерана ВОВ, нуждается в заботе и уходе.
Я со своими дедушками, слава богу, долго прожила. Оба они молоденькими лейтенантами ушли на фронт в 1941 году, вернулись с войны, жили до старости, я много с ними общалась, жила с ними. С одним дедушкой я до самой его смерти была и приняла его последний вздох. Я знаю, кто такие ветераны. Я знаю, какого возраста сейчас эти люди. Дай бог, если на всю страну найдется несколько сотен людей активных, дееспособных, которые в состоянии двигаться, в состоянии вести беседу с журналистами без гипертонического криза. Поэтому все вот эти вакханалии, которые начинаются перед 9 мая, с каждым годом выглядят все кощунственнее, с моей точки зрения, с точки зрения человека, который очень долго жил с ветеранами войны в одном помещении, вслушивался по ночам, дышат ли они, не загудел ли тонометр, не надо ли вызывать скорую.
А.Х.: Как по-вашему, откуда вообще пошло вот этой веяние такое, формальное отношение к празднованию Победы, с одной стороны, а с другой стороны, некая истерия по поводу Дня Победы?
М.О.: Настоящие, реальные, живые ветераны не разговаривали о войне совершенно. Оба мои дедушки вообще ничего не рассказывали про войну и избегали этих разговоров. Когда нам в школе задавали какие-то сочинения на тему «Судьба семьи в судьбе страны», вытянуть из дедушки слово клещами было невозможно, там бабушки кое-чего рассказывали, что дедушки в молодости еще рассказывали. А дедушкам это вспоминать было неприятно. И живым ветеранам, реальным воевавшим людям это все было неприятно и не нужно. Но ветеранов воевавших, не каких-то там политруков, а людей, которые были на фронте и принимали участие в боевых действиях, их сейчас мизер. И вот дождались ухода ветеранов и начали использовать их в современных политических целях.
Я недавно беседовала с одним священником, который был на религиоведческой конференции, которая проходила в Минске тоже в преддверии Дня Победы. И он говорит, там был интересный доклад про то, что все примитивные культы одинаковы. И то, что сейчас мы получаем, это какой-то примитивный, самый первобытный культ, даже не просто поклонение предкам, а замещение предками себя. Героические предки оправдывают не очень приглядное настоящее.
Сейчас «ВКонтакте» предлагает: поставьте на аватарку на День Победы портрет своего дедушки. Это прямой архаичный культ. Никчемное сегодняшнее поколение – и героические предки. Это одно и то же, мы воевали, фактически это какая-то архаика.
А.Х.: И те же наклейки с георгиевскими ленточками, «скажите спасибо нашим ветеранам» и т.д., хотя я думаю, что ветераны не пользуются социальными сетями, и уж меньше всего им нужно упоминание их в такой форме.
М.О.: Есть еще феномен псевдоветеранов. Я с этим столкнулась, поскольку работают в журналистике уже 25 лет. Когда ветераны стали потихоньку сходить со сцены, 25 лет назад это были еще вполне дееспособные и бодрые стариканы, которые одолевали редакцию своими воспоминаниями. Но чаще всего оказывалось, что они не какие-то танкисты, пехотинцы и т.д., а что они по политической части были в армии, а то и в НКВД. Настоящие-то ветераны этим не занимались, как я уже отметила. Так вот, были еще и псевдоветераны. Всем же приятно примазаться к славе.
Лет 20 назад я написала статью про героического дедушку, который пришел в редакцию и рассказал, что он «сталинский сокол», летчик-аз, потопил линкор «Адольф Гитлер». Я написала очень трогательную статью. И дедушка был очень трогательный, душевно рассказывал. Тогдашний губернатор Тверской области растрогался и велел срочно этому дедушке дать квартиру. А дедушка был переехавший из каких-то республик Средней Азии и жил тут, в Твери у родственников. В военкомате подняли его документы, и выяснилось, что дедушка-то был призван в 1945 году только, примерно в апреле, да и то в пехоту. И вот он 60 лет рассказывал эту историю, эта история стала уже для него правдой, что он летчик-аз, что он потопил линкор «Адольф Гитлер».
А.Х.: Настолько часто рассказывал, что сам поверил, да?
М.О.: Да. Я знала людей, которые родились после войны, но настолько вжились в образ ветеранов – они сейчас ходят при орденах. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что эти ордена какие-то странноватые, типа «За участие в переписи населения» 1977 года. Но они пожилые люди, в морщинах, в военной форме, в орденах. 9 мая они пойдут по улицам. Дети будут дарить им цветы. И никто не спросит: «Дедушка, а ты в свои 77 лет как вообще на войну-то попал?».
А.Х.: Но здесь еще надо подумать о том, что помнить об истории Отечества надо, необходимо рассказывать детям, говорить о вехах в истории нашей страны. Здесь, конечно, никто не спорит. Вопрос – как это делать? Как, по-вашему, надо сейчас сделать? Может, сначала на уровне семьи, потом на уровне какого-то поселения?
М.О.: Знаете, мне кажется, надо, прежде всего, прекратить вот эту официозную вакханалию, вот это опопсение праздника Победы. Поначалу, когда пошло перепевание военных песен и песен 40-х годов на новый лад, мой дедушка был еще жив в тот момент, и он очень сильно плевался, глядя на это все, потому что у него было достаточно тонкое музыкальное чутье. Несмотря на то, что он по образованию был командир батальона огнеметных танков, по филармониям всю юность свою провел. Я говорю: «Дедуль, ну это популяризация истории, ничего страшного я в этом не вижу, что Орбакайте поет «Синий платочек»». Он говорил, что это принижение и опопсение, и идет привыкание. Я тогда не поняла, что дедушка говорил. Но события последних 3 лет показывают, что вот этот генетических страх перед войной, который был впитан после войны почти всеми людьми на территории Советского Союза, он исчезает.
Исчезает страх перед войной, потому что она уже слишком далеко. И дедушки-то эти – люди за 40 еще дедушек помнят, а люди, которым сейчас лет 30, их дедушки, застали войну детьми. Уходит война все дальше и дальше, и она становится где-то, я бы сказала, на одну ступеньку с войной Отечественной 1812 года. В сознании, наверное, человека, которому лет 18, это какие-то две далекие отечественные войны. Веселые приключения. Мы смотрим «Гусарскую балладу» и поем песню «Давным-давно». Мы смотрим «В бой идут одни старики» и поем песню «Смуглянка».
А.Х.: Некоторые еще и дальше идут и сравнивают чуть ли не с Ледовым побоищем на восприятие молодого поколения истории времен ВОВ. Действительно, это далеко для многой молодежи, естественно. И, может, хорошо, что идет исчезновение страха перед войной. Мы сейчас не вправе говорить за наших правителей о том, как надо вести политику партии в плане празднования Дня Победы, но все-таки, если бы вас пригласили на разговор комитета по празднованию и спросили бы: «Мария, как вам кажется, где мы оступились, что не так и что нужно сделать?». Именно в масштабах всей страны.
М.О.: Тут сложно сказать. Это же вообще свойство нашего государства, можно так выразиться. Любая хорошая вещь у нас необычайно быстро доводится до абсурда. Вспомните: сейчас больше музыкальное разнообразие, каждый сам формирует своей плей-лист, что ему слушать в машине, в наушниках. А ведь еще недавно – появляется какая-то интересная песня, и буквально через полгода всех начинает от нее тошнить. Я помню, что популярная во времена моего детства песня «На недельку до 2 я уеду в Комарово» - у меня до сих пор от нее рвотный рефлекс. Я не знаю, почему, но у нас все доводится до какого-то абсурда и чиновничьей мертвечины.
С «Бессмертным полком» как получилось? Это же была хорошая человеческая инициатива – вместе с детьми найти хорошую фотографию дедушки, прадедушки воевавшего, увеличить ее, наклеить на картонку, приделать палочку. И вот этот ребенок, который своего дедушку не видел, приближается к этому дедушке. Он понимает, как он выглядел, что это был за человек. Пока это все делают, он слушает какие-то человеческие истории о нем. Но уже года два назад я в Москве наблюдала, ехала в сторону центра от станции метро «Речной вокзал» и наблюдала на автобусной остановке людей с абсолютно по одному шаблону сделанными портретами каких-то ветеранов. И эти люди стояли, облокотившись об эти портреты, оставив их на землю вниз головой. И я поняла, что это не дедушки их. Что это просто какие-то сотрудники муниципальных служб, которым выдали эти портреты и которые сейчас пойдут с такими одинаковыми портретами. И эта тенденция продолжается.
В городе Кимры Тверской области в этом году было объявлено, что на акцию «Бессмертный полк» приходить только с портретами установленного образца. Делаются они в такой-то фирме, если вам интересно прийти на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего прадедушки, приходите, вам сделают.
После выхода моей статьи позвонила учительница из тверской школы №12, это хорошая престижная школа в центре города. Сказала, что в этом году у них обязательная явка школьников на акцию «Бессмертный полк», начинается марш от школы, портреты прадедушек установленного образца. Вот эта казенная мертвечина убивает все благие порывы и позывы. Я даже не знаю, что можно сделать, чтобы это побороть. Это свойство нашего отечества, это еще Салтыков-Щедрин написал, - все доводить до абсурда и казенной мертвечины. Мне кажется, у нас все время маятник, он качается то в одной сторону, то в другую.
Я была на праздновании 50-летия Победы в 1995 году в Москве. Это было время, когда ветераны ВОВ были бодрые, ходячие. Были боевые генералы, которые воевали в ВОВ. Но тогда власть настолько боялась, что эту акцию празднования Дня Победы, марш в честь Дня Победы оседлает какая-то протестная публика, которой тогда было довольно много, что вот этих ветеранов, которые пытались возложить цветы к могиле неизвестного солдата, туда не пустил ОМОН. Это были генералы, это были воевавшие 80-летние статные деды. Я не знаю их фамилий, но они шли впереди колонны, и их было достаточно много, у них были венки, они хотели возложить цветы к могиле неизвестного солдата. Это одна крайность, которая была буквально 20 лет назад.
Сейчас мы впали в другую крайность, но этих дедов-то уже нет. Их просто уже нет. И мы спекулируем памятью, сами не знаем, кого.
А.Х.: Мария, огромное спасибо, что вы поделились с нами своими мыслями. В любом случае, я поздравляю вас с приближающимся великим праздником.
М.О.: Спасибо большое! Вас тоже с праздником! Это праздник со слезами на глазах, так его, наверное, и надо праздновать. А.Х.: С нами на связи была Мария Орлова, шеф-редактор Межобластного еженедельника «Караван + я» (г. Тверь). https://salt.zone/radio/7347 Читайте нашу сводку новостей каждый вечер в Telegram: https://t.me/liberalnews Только важные новости без шелухи и замыливания.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 130
С кровавых не пришедшие полей,
Конкретно ох@ели бы от ваты,
И разносящих "русский мир" бл@дей...