50-х о Калининграде и
Болшево?
ЦРУ выкладывет некоторые свои
архивы в сети. Я узнал про это
по наводке моего френда
dennism, который выложил
аналогичные сведения про свой
город Фрязино «Фрязино на
карте ЦРУ 1950 года». И вот,
пожалуйста, читайте про
Калининград. Я перевел, как
смог, текст (не ругайте за
неправильные куски, лучше
укажите на ошибки, я
поправлю). Исходный текст
содержит много купюр, я
обозначил их в переводе
квадратными скобками.
Должен сказать, что ЦРУ не
обладало какими-то особо
ценными сведениями о работе
НИИ-88 и завода № 88. Много
этих сведений было получено от
немецких специалистов,
работавших там в конце 40-х —
начале 50-х годов. Остальное
было записано по наблюдениям
из окон электричек и
автомобилей на Ярославском
шоссе. Привязать изложенные
сведения к существующим ныне
объектам я предоставляю
френдам и читателям моего ЖЖ.
Центральное разведывательное
управление
Информационное сообщение
Секретно
Страна СССР (Московская
область)
Тема район Калининград/
Болшево
Дата 17 февраля 1954
Введение
[ ] почва в районе Калининград/
Болшево — песчаная, позволяет
культивировать картофель и
кукурузу, скорее в
индивидуальных хозяйствах, чем
в колхозах.
[ ] Три летних месяца июнь,
июль и август жаркие, как в
тропиках. Однако бывают
ночные заморозки в сентябре и
мороз в начале октября. В
длинную зиму температура
падает до -35°С. Потепление
происходит не позднее
середины апреля; часто
праздник 1 Мая совпадает с
первыми теплыми и
солнечными днями в году.
Обозначения к рисунку
1 — Электрифицированная
двухпутная железная дорога от
Ярославского вокзала Москвы
через г.Бабушкин. Поезда по
этой линии ходят часто, каждые
полчаса и даже еще чаще; они
содержат от 6 до 8 вагонов,
которые более вместительные,
чем немецкие вагоны и,
возможно, длиннее. [ ] Рельсы
уложены на песчаной почве и
незначительно возвышаются
над окружающим ландшафтом.
[ ] дороги пересекаются на
одном уровне. [ ] у станции
Мытищи к востоку от дороги
расположен очень большой
завод, тянется приблизительно
500 метров. На территории
завода наблюдается большое
количество бронировнной
техники, по большей части
ржавой. (Примечание: Это
несомненно упоминаемый в
вопроснике по СССР сборочный
завод вагонов и моторов
соответственно. [ ]) Мытищи —
это город с населением не
менее 15 тыс. Это один из
нескольких довольно больших
городов с железнодорожной
станцией. Город достаточно
известен, поэтому на рисунке он
не показан.
2 — Продолжение упомянутой
выше двухпутной ж.д. в сторону
Пушкино и Загорска.
3 — Железнодорожная ветка в
Монино через Подлипки и
Болшево, которая также
электрифицирована, имеет два
пути до Болшево. От Болшево до
Монино один путь. По этой
ветке интервал движения
поездов 45 минут — один час.
Информация по станциям
Подлипки и Болшево имеется в
пунктах (14) и (15) ниже.
4 — Ж.д. ветка от Болшево до
Фрязино, однопутная.
Электрофицирована в 1947 году,
ранее использовалась как
грузовая.
5 — Магистральная дорога из
Москвы в Ярославль через
Мытищи, Пушкино и Загорск.
Хорошо построенная дорога
приблизительно 8 метров
шириной, имеет щебеночное
покрытие. [ ] не имеет сезонных
ограничений по климатическим
условиям. Пешеходы движутся
по обочине дороги; тротуар
отсутствует.
6 — Дорога в Болшево.
Ответвляясь от главной дороги,
эта дорога имеет сначала
щебеночное покрытие, но потом
становится хуже и вблизи
Болшево находится в плохом
состоянии. Построенная как
двухпутная, зимой становится
однопутной; когда встречаются
два автомобиля, один из них
вынужден выехать за пределы
дороги в глубокий снег.
Деревянный мост через реку
Клязьма (которая имеет ширину
около 15 метров) находится в
таком плохом состоянии, что
немцы, которые ездили на
автобусе через Болшево на
завод № 88 в Подлипках, всегда
выходили из автобуса и он ехал
через мост пустым. Небольшие
пешеходные мостики через
Клязьму часто разрушены,
потому что зимой их
разворовывают на дрова.
Болшево насчитывает около 5-6
тысяч жителей, хотя он
покрывает площадь вокруг
Клязьмы. За некоторым
исключением все здания
выполнены из дерева, а крыши
покрыты железом, включая
станцию Болшево, почту и
пожарную команду. Имеется две
церкви, одна из них
используется для богослужений,
а другая частично разрушена;
обе находятся вблизи
ж.д.станции. Имеется довольно
большая прядильная фабрика
вблизи Клязьмы, Трех-четырех
этажные корпуса из красного
кирпича, около тысячи рабочих.
Еще одно промышленное
предприятие в Болшево, тоже
вблизи Клязьмы, механический
завод неизвестного назначения,
работает около 100 рабочих.
Немецкие технические
специалисты располагались в
бывшей царской резиденции,
которая впоследствии
использовалась как санаторий
для деятелей кинематографа.
7 — Новые сооружения,
приблизительно 50х50 метров и
20 метров высотой, на заводе №
88 в Подлипках, не достроены до
конца [ ] Огромное сооружение
из стали без перекрытий от
земли до крыши; [ ] сооружение
может быть использовано для
вертикальной сборки ракет V-2,
эта технология была
использована немцами в
Пенемюнде (длина ракеты — 14
метров).
8 — Серый железный остов,
очень старый и выглядящий
полуразрушенным.
9 — Трехэтажное офисное
здание длиной 60-70 метров,
шириной метров 15. На первом
этаже довольно большие залы,
тогда как второй этаж разделен
на меньшие помещения. Немцы
работали в этом здании; [ ] им
не было позволено посещать
другие здания на территории
завода.
10 — Двухэтажное офисное
здание, где работают около 100
или больше советских
инженеров и конструкторов.
11 — Некоторое количество
больших ангаров, некоторые из
них до 150 метров длиной и до
40 метров шириной. [ ]
(серийное) производство
управляемых ракет может быть
организовано в упомянутых
выше ангарах, [ ] на дворе
большие насосы, похожие на
используемые в нефтяной
промышленности. [ ] погрузка
вагонов на подъездном пути.
(Примечание: Всеупомянутые
выше здания (7) — (11)
являются частью завода № 88 и
расположены на площади около
800х800 метров. Все это
огорожено двухметровым
забором, охраняется
военизированной охраной
(среди неё много женщин),
которая патрулирует эту
территорию, как написано в
вопроснике по СССР. Главный
вход на завод находится между
зданиями (9) и (10); то есть на
дороге Москва-Ярославль,
доступ на завод предоставляется
по пропускам, которые
периодически обновляются. [ ]
Завод № 88 был первоначально
орудийным, в 1941 году был
эвакуирован за Урал [ ] На
заводе работает 6-8 тыс.
рабочих; [ ] только в одну смену.
{прим. переводчика: из-за купюр
текста неясно, то ли завод
работает в одну смену, то ли в
одну смену работает до 8 тыс.
рабочих}
12 — Ж.д.ветка, на которой
несколько месяцев летом 1947
года стоял испытательный поезд
А4. Он был темно-зеленого
цвета и состоял из 10 вагонов.
13 — Небольшой военный
аэродром, примерно 1х1 км,
возможно не используется. [ ] На
северной границе аэродрома
несколько деревянных бараков,
где работали несколько
немецких слесарей и механиков.
[ ]
14 — Ж.д.станция Подлипки. [ ]
местности или населенного
пункта с таким названием в
окрестностях нет. Подлипки —
это просто наименование
ж.д.станции Калининграда,
центр которого находится в 2-3
километрах к югу от станции.
Сама станция Подлипки
представляет собой деревянное
сооружение, в котором имеются
билетная касса, ресторан и
парикмахерская. Имеются
деревянные платформы по
обеим сторонам ж.д.линии и
деревянный мост через неё.
Железнодорожных мастерских
нет. К югу от ж.д.линии отходят
2 или 3 подъездных пути,
показанные на рисунке, имеется
временный склад (около 150
метров длиной) материалов,
привезенных из Германии, таких
как металлические листы, трубы,
железные решетки и т.д. Чуть
дальше, чем путь, ведущий от
станции в город, [ ]
современный город с большим
числом квартир. Построенные
из бетона и побеленные, с
железными крышами, эти
кварталы выделяются среди
деревянных домов. Трехэтажные
дома выглядят необычно для
СССР, так как все квартиры
имеют балкон. В Калининграде
проживает около 15 тыс.
жителей, имеется несколько
школ, большая больница и
несколько превосходных
ресторанов.
15 — Станция Болшево
примерно такая же, как
Подлипки. [ ]
16 — Два механических завода
[ ] Оба завода обнесены
высокими деревянными
заборами. Около одного из них
большая статуя Ленина.
17 — Многочисленные
каменные сооружения,
напоминающие бараки,
возможно военный полк. В нем
необычно большое количество
офицеров. Хотя территория
обнесена деревянным забором,
немцы, которые дважды в день
проезжали тут на автобусе,
мельком один или два раза
видели ракету V-2 и таким
образом пришли к выводу, что
военные, обитающие тут,
обучаются и тренируются в
обращении с управляемыми
ракетами.
18 — Канал Москва-Волга, [ ] не
искусственный водный путь, как
представляется из названия,
используется для
водоснабжения. [ ] по крайней
мере на территории
Калининграда и Болшево вода
течет по трубам на глубине 4
метра под землей. Трубы
покрыты насыпью шириной 12
метров, высотой 5 метров.
Насыпь покрыта
растительностью, дорога из
Подлипок в Болшево (см. п.6)
проходит над ней. Военные
наблюдают и патрулируют
«канал».
Источник: http://kko- ckp.livejournal.com/45992.htm
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6