«Москвичи все более и более начинают пользоваться речными трамваями...»
🚢 Если погожим летним днем захотите прокатиться по Москве-реке— можете открыть этот путеводитель и сравнить, что изменилось за почти 90 лет:
«Москва-река пригородная: Справочник-путеводитель по Москве-реке в пределах города и его окрестностей: Навигация 1937 года».
Вот, например, любопытное описание того места, где сейчас стоит памятник Петру I:
«На стрелке водоотводного канала после сноса мелких построек будет воздвигнут монумент в память полярного похода «Челюскина». По эскизу монумент представляет собой пятидесятиметровую пятигранную колонну из мрамора, заканчивающуюся вверху большим светящим маяком. В колонну будут врезаны металлические изображения самолетов»
📷 На фото — проект памятника челюскинцам. Архитектор А.В. Власов, скульптор В.И. Мухина. 1937 год. Главархив.
Кстати, прогулочный маршрут вокруг «Золотого острова» по Москве-реке и Обводному каналу существует и сейчас. По нему ходят маломерные суда, способные преодолевать низкие пролеты мостов.
🚢 Согласно путеводителю, в 1936 году в выходные летние дни московские речные трамваи перевозили до 75 тыс. человек. Многие сочетали поездки по Москве-реке с экскурсиями в окрестности. Тогда Подмосковьем были Ленинские горы, Кунцевский парк, Коломенское и другие современные московские районы. В соответствии с веяниями времени путеводитель рекомендует осмотр не только подмосковных усадеб, но и фабрик, заводов и колхозов.
🚢 До 1931 года пассажирское движение по Москве-реке «носило случайный характер». В 1932—1937 годах был построен канал Москва — Волга, ныне канал имени Москвы, что значительно увеличило пассажиропоток. С 1933 года появились улучшенные «водные трамваи с открытой террасой» вместимостью 115, 140 и 160 человек, и к 1937 году действовали четыре регулярных маршрута:
🔹Крылатское — Киевский вокзал;
🔹Киевский вокзал — Новоспасский мост;
🔹Крымский мост — Перерва;
🔹Кожухово — Нагатино.
Также существовал экскурсионный маршрут
🔹Речной вокзал — устье р. Пахры.
🚢 Кстати, водный (речной) трамвай — это народное название медленных (до 60 км/ч) пассажирских судов, появившееся начале 30-х годов. Более быстрые суда в 60-х годах получили название «Ракета», также неформальное. Вот почему на официальных сайтах вы не встретите термин «речной трамвай», хотя именно сейчас, когда они стали электрическими, это название подходит им как никогда.
А вы уже опробовали речной электротранспорт?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2