Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющаяся либо в обильном потреблении пищи (объедении), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.
Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла, «их бог – чрево» (Флп.3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.
Степени сытости
Преподобный Амвросий Оптинский писал о 3-х степенях сытости:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Формы проявления чревоугодия
влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи – многоядение (чревобесие, чревонеистовство);
чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – гортанобесие;
чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;
чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;
пристрастие к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);
нарушение постов;
тайноядение.
Авва Дорофей пишет: «Есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного… Это называется гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое: это называется чревобесие… Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих (видов чревоугодия); ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех».
Что значит выражение «объядение без сытости» в молитвах?
Объедение без сытости – процесс, смыслом которого является не насыщение, а само употребление пищи.
Возможные последствия чревоугодия
Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.
В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.
Одна из разновидностей чревоугодия — пьянство — может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего: лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств.
Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника (Флп.3:19). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).
В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем, к тяжелым заболеваниям.
О чревоугодии в Священном Писании
В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.
Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте (Числ.11:4-6).
Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью (Иез.16:49).
Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера (Сир.31:23).
Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства (Лк.21:34).
Добродетели, противоположные чревоугодию
Воздержание, постничество.
Нет комментариев