Всем известна пословица «Не свисти – денег не будет!». Но те, кто посещал концерты выдающегося артиста Ефима Нейда, мог убедиться, что мастер художественного свиста собирает полные концертные залы, срывает овации и выглядит респектабельно.
Исследователи искусства свиста полагают, что подобным звукоизвлечением владели еще древние люди. Во время охоты на мамонтов они пересвистывались, координируя свои действия и добиваясь тем самым успеха. Древнегреческие и древнеримские пастухи тоже использовали свист в своей работе. У древних китайских философов свист являлся уважаемым занятием – с помощью него они разговаривали с духами и природой, управляли дождем и ветром.
Жители Канарских островов в XVII веке изобрели язык свиста («сильбо гомера»), которым пользуются и в настоящее время. Традиционное пересвистывание собеседников, зародившееся у коренных обитателей Америки еще в далекие времена, сохранилось в Чили и Перу, Гватемале и Мексике. Прибегают к такому общению и некоторые африканские племена.
В просвещенном XX веке отношение к свистунам часто менялось: кого-то восхищало это искусство, а кого-то оно раздражало. В 1980 году в США была основана общественная организация – Национальная конвенция свистунов. Позже она стала международной, а ее мероприятия проводились не только в США, но и в европейских странах, а также в Бразилии, Японии, Китае. С огромным успехом прошел по мировым экранам документальный фильм «Вытяни губки: изящное искусство свиста», снятый Дэвидом Хейлбронером и Кэти Дэвис в 2001 году.
Регулярно проводились в разных странах конкурсы свистунов, на которых мастера древнего искусства поражали зрителей своими способностями. Жюри подобных конкурсов состояли из профессиональных музыкантов, профессоров теории музыки и композиторов, музыкальных критиков. На эти состязания слетались мастера художественного свиста из разных стран. Как правило, залы были битком набиты свистунами-любителями.
Так, на конкурсах, проводимых в городе Карсон-Сити (штат Невада), с успехом выступал Питер Хоссел, который использовал «органный принцип» свиста – дул в сжатые ладони. Его сплетенные пальцы при этом двигались подобно клапанам трубы и придавали звукам должную высоту. Поразил жюри и зрителей Джоэл Брендон тем, что свистел не на выдохе, а на вдохе. Его диапазон охватывал три октавы.
Победители подобных мероприятий совершали гастрольные поездки по миру, и с целью популяризации своего искусства читали лекции, проводили мастер-классы и семинары. В восьмидесятые годы эту работу делали такие прославленные мастера художественного свиста, как Фред Ньюман из Нью-Йорка, Джейсон Серинус из Калифорнии и Нэнси Форен из Вашингтона.
Нэнси Форен многому научилась, слушая записи прославленной исполнительницы Милой Свистуньи (Алисы Шоу). До сих пор никто не смог сравниться с Алисой в популярности. Может быть, потому, что она была первой в ряду виртуозов художественного свиста и начала свою карьеру в восьмидесятые годы XIX века. Уже первые выступления Алисы повергли в шок музыкальных критиков: своим свистом она охватывала две октавы и владела стаккато и трелями, мордентами, тремоло и плавными переходами. После концертов восхищенные ее искусством зрители заваливали ее цветами и выносили со сцены на руках.
В течение сорока лет Милая Свистунья выступала сначала на домашних вечеринках, затем - в аристократических салонах, а спустя пару лет – в лучших концертных залах Нового и Старого Света. Британские медики обследовали женщину, чтобы уяснить природу ее дара, но не обнаружили никаких отклонений, кроме необычно высокого и узкого нёба. Музыканты объясняли феномен Милой Свистуньи владением амбюшуром (так называется виртуозное искусство правильно напрягать губы и мышцы рта). Репертуар Алисы Шоу был огромен: от народных баллад и классики до произведений, специально написанных для нее композиторами-современниками.
В 1888 году изобретатель Томас Эдисон записал ее волшебные рулады на восковые валики своего «усовершенствованного фонографа». А двадцать лет спустя Милая Свистунья оказалась среди первых исполнителей, чей голос был увековечен на граммофонных пластинках. Они расходились невиданными тиражами.
Пластинки Алисы Шоу занимают почетное место в Национальном музее свистунов США, открывшемся в Луисбурге. В музее представлена уникальная коллекция записей, памятных вещей и наград великих исполнителей. В Лос-Анджелесе успешно работает Калифорнийская школа художественного свиста, которая ежегодно выпускает талантливых артистов.
Что касается нашей страны, то особой популярностью художественный свист пользовался в пятидесятые годы XX века. Тогда на сценах блистали выдающиеся исполнители Ефим Нейд и Таиса Савва (Таисия Александровна Савенко). В наши дни очень популярен Александр Бармин. По его признанию, в десять лет он услышал «Танго соловья» композитора Юрия Богословского в ис-полнении Таисы Саввы и захотел овладеть мастерством свиста. Артист с успехом гастролировал в Польше, Финляндии, Германии. В его репертуаре произведения известных композиторов, музыка из репертуара «Битлз». Он выступал и записывался с ведущими оркестрами Санкт-Петербурга.
Еще один кумир Александра - Ефим Нейд - считал, что «свист - это отзвуки той музыки, которую мы слышим внутри себя, наше внутреннее эхо, внутренний камертон». А психологи считают, что свист улучшает настроение, раскрепощает и способствует внутренней гармонии.
📖 Пост подготовлен на основе материала журнала «Тайны XX века» (Барсов, В. Мастер художествен-ного свиста / В. Барсов // Тайны XX века. – 2024. - № 22. – С. 18-19).
Больше информации о забытых профессиях и ремеслах можно получить в отделе периодических изданий Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского.
#курган #курганчитает #легендыпрофессий@cbs.kurgan
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев