Пензенский храм из села Нижнее Аблязово внешне ничем не выделяется, кроме таблички «На основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. Охраняется государством».
Понять культурную и духовную ценность храма, можно лишь попав вовнутрь. По информации с сайта Министерства культуры Российской Федерации, «... храм и его убранство является памятником архитектуры и декоративно-прикладного искусства первой половины XVIII века и по праву может соперничать со всемирно известными европейскими барочными ансамблями».
История храма Рождества Христова началась с того, что ее построили в 1724 году по приказу прадеда А.Н. Радищева Григория Афанасьевича Аблязова. В свое время Г.А. Аблязов служил в российской императорской армии в должности полкового квартирмейстера гренадерского кавалерийского полка и носил чин капитана, в котором и вышел в отставку. За долголетнюю беспорочную службу своего отца Афанасия Аблязова он получил от казны землю при деревне Верхнее Аблязово в Кузнецком уезде Саратовской губернии. А вот дальше было так, что в первой половине XVIII века в селе этом заволновались крестьяне. Григорий Афанасьевич (после крещения – схимонах Герман) укрылся от них неподалеку в овраге и, сидя в густых зарослях крапивы, дал Богу обет, что ежели он избежит крестьянской расправы, то построит на своей земле храм. И… сумел-таки этой расправы избежать, а потом и обет выполнил, причем построил даже не одну, а… целых пять церквей. И вот одна-то из них и стоит до сих пор в деревне Нижнее Аблязово.
Когда в XX веке советские власти вынесли типичное для себя решение «приспособить здание церкви для колхозных нужд», крестьянка Анисья Волякова в буквальном смысле этого слова «отвоевала» от погрома её алтарную часть, предварительно закрыв в ней часть церковной утвари, и не позволила ссыпать туда зерно. Поступок по тому времени не только очень мужественный, а просто неслыханный. Более того эта же самая Анисья ещё поучала и молодежь, работающую на том зерноскладе: «Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена». И все так как она говорила в итоге и произошло. Так что опять же все произошло по известной поговорке: «Бог правду видит, да не скоро скажет!»
После окончания войны жители села опять заговорили о том, что им необходимо… молиться и требуется для этого храм. Бесконечные поездки все той же неугомонной Анисьи и Герасима Терентьева по различным инстанциям помогли сделать практически невозможное – церковь была вновь открыта для прихожан. Иконы, сохранявшиеся в домах местных верующих, возвратились на свое законное место. Особенно торжественно был принесён в храм Крест Спасителя, который все эти годы прятали в доме у одной из жительниц в соседнем селе Анненково. Причем крестьяне, живым коридором вставшие вдоль дороги, по которой несли крест, приветствовали реликвию и искренне радовались.
В советские годы многие городские и областные партийные работники приезжали сюда, чтобы совершить таинство венчания, и крестили здесь своих детей, хотя, конечно, этого не афишировали. Ну а с высоких трибун они выглядели вполне истинными борцами за «коммунистические идеалы».
Церковь Рождества Христова сохранилась до нашего времени практически в первозданном виде. Кованая ограда, деревянные перекрытия на колокольне, узорные решётки на окнах, пол, сложенный из чугунных плит, кованные напольные подсвечники и многое другое относится именно к тому времени, когда этот храм был построен. Долгие годы эта церковь была святым молитвенным местом не только для жителей окрестных деревень и города Кузнецка, но и богомольцев из других мест. Церковь – трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, правый престол – в честь Покрова Божьей Матери, левый – во имя преподобного Александра Свирского. Храм типа восьмерик на четверике построен на высоком холме, который летом утопает в зелени деревьев, тем более, что рядом с ним расположен прекрасный яблоневый сад, который жители села по старой памяти до сих пор зовут «барским». Когда-то в нем был небольшой пруд с родниковой водой, однако сейчас он зарос. Да и саду требуется очистка от многочисленной молодой поросли.
Много раз в Советском Союзе и современной России храм пытались ограбить. Но Господь и Пресвятая Богородица защищали свой храм, воры получали по заслугам. Последний такой случай произошёл в октябре 2010 года, когда заезжие «гастролёры» пробрались ночью в храм и сняли с чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница» все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные прихожанами в знак благодарности за обретенные исцеления и милосердную помощь в мирских делах. Промысел Божий не дал совершиться поруганию храма – воров этих нашли и арестовали. При обыске следственные органы обнаружили тетрадь с подробными записями, где, когда и кого обворовывали эти «джентльмены удачи». Так Скоропослушница помогла раскрыть целый ряд преступлений, совершённых этой группой в храмах Самарской, Ульяновской и Пензенской областях за полгода!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев