) в Сибирь (от Тюмени до Иркутска) было переселено 3 миллиона человек. 1,5 миллиона были белорусы, остальные – переселенцы из Центральной России и Малороссии . Почему же белорусы оказались в большинстве? Потому что больше других поверили царским агентам, агитирующим за переселение. К тому же, белорусские крестьяне жили беднее тех же чё великороссов и малороссов крестьян. Даже Тургенев это заметил и писал про это. В Иркутскую губернию переселилось около 300 000 белорусов. Сегодня, согласно переписи, белорусов тут всего 50 000. Остальные вымерли за сто лет? Конечно, нет. Ассимилировались.
Когда царские агитаторы приезжали в белорусскую деревню и начинали рассказывать про чудесный, богатый сибирский край, крестьяне не сразу этому верили. Тогда агитаторы предлагали сельскому собранию выбрать 3-5 “ходоков”, которым царское правительство оплатит дорогу в Сибирь и назад. И действительно, большинство “ходоков” возвращались с чудесными впечатлениями про сибирский край. Правда, ходоков старались выпроводить из Сибири до зимы…
Отправляли переселенцев в столыпинских вагонах. Причем в маленький вагон «загоняли» по 30-40 человек. Было очень тесно. На остановках кормили горячими обедами. А так люди в дороге питались всухомятку. Некоторые недоедали и болели, а кто и умирал. Эти вагоны ехали медленно. Из Беларуси до Иркутска такой поезд шел не меньше месяца, а то и два. По прибытии на последнюю сибирскую станцию каждый должен был зарегистрироваться в переселенческом пункте. Обычно там же получали переселенческую ссуду. Так, основатели деревни Тургеневка (90 человек), переселенцы в основном из Западного Полесья, получили каждый по 100 рублей подъемных. Для сравнения: приблизительно за 10 рублей можно было купить коня, за 8 рублей – корову. После пункта крестьян развозили по участкам и нарезали наделы – по 15 десятин на “мужскую душу”.
Земля, которая выделялась переселенцам, была ни разу не паханая. Местные жители - якуты, эвенки - занимались в основном охотой, рыболовством, буряты – скотоводством, но они не стояли на месте, а кочевали. Кстати, Столыпин потому и задумал эту реформу, что, как он говорил, на бурят надеяться невозможно, казаков мало, и так мы можем потерять Сибирь, потому что китайцы потихоньку займут все наши просторы. А вот когда мы поселим тут больше крестьян из европейской части Российской Империи, так тогда будет кому защищать наши земли, и будет ради кого их оборонять. И сибирские богатства останутся в Империи.
Белорусам достались в основном или непроходимая тайга, и тогда нужно было выкорчевывать огромные пни, или луга, на которых буряты пасли свой скот, но тогда возникала вражда с бурятами. Но тут неожиданно был найден выход. Русские чиновники смогли уверить некоторые бурятские племена, что чтобы избежать проблем вырождения бурятских родов из-за кровосмесительных родственных браков, нужно выдавать бурятских женщин за белорусских мужиков. И это помогло.
По архивным данным, только в одном Тулунском районе из 157 деревень, созданных во время Столыпинской реформы, 124 заселили белорусы. Так же много белорусов было в Тайшетском, Нижнеудинском, Куйтунском, Аларском, Зиминском, Балаганском, Слюдянском районах и пр. Чуть меньше белорусов поселилось в Братском, Иркутском, Чунском, Шелеховском, Ангарском районах. Кажется, совсем не было белорусов на севере Иркутской области: Мамско-Чуйский, Бадайбинский, Катангский районы.
В послевоенное время по приказу Хрущева прошло плановое укрупнение деревень и целый ряд белорусских деревень пропали, а в другие “подселили” жителей других народов.
Например, чисто белорусская деревня Ахины стала наполовину бурятской. Но на сегодня есть 50 деревень, которые созданы и сохранены белорусами. Есть среди них и крупные поселения городского типа. Например, поселок Бельск Усольского района, или небольшой город Алзамай Нижнеудинского района. Остаются и крупные деревни, где и до сих пор живут 90% потомки белорусов. Например, деревня Икей Тулунского района, Андрюшино Куйтунского района, Анучинск Балаганского района, Филипповск Зиминского района и много других. https://vk.com/wall-26387811_840458 С окончанием строительства Транссибирской магистрали изменилось многое. Она повлияла не только на всю страну в области железнодорожных перевозок, но и стала началом изменения жизни миллионов людей.
Видео: канал Путевые очерки
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев