Данная категория граждан требует особого внимания и защиты со стороны государства, поэтому это одна из наших, так называемых - «сквозных» проверок, проходящих с периодичность раз в два, три года. На этот раз проверили организацию работ в период с января 2021 по октябрь 2023 гг.
⚠ Основной вывод не оптимистичен. Как и периодом ранее (проверка 2019-2020 гг.), система мер, реализуемая в данном направлении, не способствует снижению очереди на получение жилья. Для обеспечения жилплощадью детей-сирот, находящихся в списке на момент проведения контрольного мероприятия (без учета тех, кто еще не приобрел соответствующее право), потребуется 33 года и 30,5 млрд рублей (в расчете на 1 января 2024 года).
Выделяем следующие проблемные зоны в сфере:
✅ Бюджетные средства расходуются неэффективно, так как нарушаются сроки предоставления жилья и имеет место некачественное выполнение работ.
Организационные ошибки приводят к неполному использованию выделяемых средств без достижения целей. В итоге 144 ребенка-сироты не получили квартиры в 2021 году, в 2023 году, как минимум 6 человек можно было дополнительно обеспечить жилищными сертификатами, которые не реализованы. Что же касается капремонта помещений, принадлежащих на праве собственности сиротам, то его средняя стоимость за 1 кв. метр составляет чуть более 5 тыс. рублей и не менялась в нашем регионе в течении 11 лет. В этой связи квартиры ремонтируются очень редко (3 шт. за 3 года) и низкокачественно. Выявлен случай, когда после проведения работ по ремонту дальнейшее проживание в квартире было невозможно.
✅ Темпы обеспечения жильем детей-сирот экстремально низкие.
С учетом наличия проблемы сиротства в целом, при сохранении ситуации ликвидировать очередь детей-сирот в обозримом будущем невозможно. По оценке специалистов КСП, расчетный срок ожидания детьми-сиротами жилья составляет 12 лет и более, что обусловлено:
- недостаточным финансированием из краевого бюджета, несмотря на положительную динамику увеличения доли участия региона в последние 2 года;
- недобросовестностью подрядчиков и ограниченным предложением на вторичном рынке жилья (низкая конкурентная среда);
- применением не всех возможных способов формирования спецжилфонда для детей-сирот.
✅ Планируемые до 2030 года мероприятия не позволяют ликвидировать накопившуюся задолженность.
Разработанные на уровне региона документы носят формальный характер, а средства реально необходимые для изменения ситуации указаны как дополнительная потребность, т.е. по факту – не предусмотрены.
✅ Органами исполнительной власти, ответственными за реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот допускается формальный подход к оформлению документов и контролю за расходованием бюджетных средств, а также сохранностью госимущества.
❗ Отмечаем, наличие в крае «двойной очереди» из нуждающихся в жилье детей-сирот, образовавшейся вследствие предоставления жилых помещений во внеочередном порядке. В проверяемом периоде более 75 % помещений предоставлены детям-сиротам, имеющим судебные решения, 7,8 % вследствие обращений правоохранительных органов и иных должностных лиц. В очереди есть 77 человек, у которых ожидание с момента постановки на учет составляет от 20 до 24 лет, 13 человек со сроком ожидания от 25 до 30 лет, 1 человек ожидает 31 год. Эти люди не обращались в суд и их очередь отодвигается в пользу обратившихся.
☑ Востребованной мерой стала выдача с 2022 года жилищных сертификатов детям-сиротам на приобретение жилья, однако организационные ошибки мешают ее эффективной реализации.
🔴 Подробнее о проблемах, а также наших предложениях по их устранению в Отчете.
#кспзабайкалье
#проверки
#жильесиротам
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев