К 15 годам он в совершенстве знал подрывное дело и уничтожил десять вражеских поездов. «Исторические Очерки» вспоминают фронтовой путь одного из самых молодых бойцов «рельсовой войны».
После разгрома в Сталинградской битве в 1943-м нацистская группировка готовилась к реваншу. В период Курской битвы на ковельскую железнодорожную станцию (западная Украина) немцы направляли десятки эшелонов с боеприпасами, горючим, техникой и живой силой. Чтобы лишить противника подкрепления и возможности нанести разрушительный удар, партизанами была развернута масштабная операция «Ковельский узел».
В результате железнодорожная станция оказалась полностью парализованной.
Немецкий офицер писал в дневнике: «Мы не можем ни выехать, ни подъехать к железной дороге. Узловые станции Ковель и Ровно парализованы с августа… Страшно смотреть на местность: везде остатки разрушенных поездов…».
С 7 июля 1943-го по апрель 1944-го партизанское соединение под командованием Алексея Федорова, действующее в ковельских лесах, уничтожило 549 вражеских эшелонов. Десять из них на счету 15-летнего Володи Казначеева.
Когда началась война, Володе шел тринадцатый год. Мальчик рос в Брянской области, где в первые месяцы войны начал действовать партизанский отряд. Мать Володи Елену Кондратьевну за помощь мстителям казнили, и сирота ушел в лес.
«Я был полон мести за мать, когда пришел к партизанам», — вспоминал Владимир Казначеев в одном из интервью.
В 42-м в Брянщину после тяжелых боев прибывает партизанское соединение Алексея Федорова, и мальчик попадает в отряд имени Николая Щорса. Позднее, в 43-м, отряд получил приказ двигаться на западную Украину, где готовилась операция «Ковельский узел».
Для ведения рельсовой войны в каждом партизанском отряде формировались группы подрывников. В одну из таких групп попал и Володя. Попал не без труда — готовить диверсанта из совсем еще мальчишки не хотели. Взяли с условием, что все экзамены по подрывному делу он сдаст на «отлично».
Диверсии юного мстителя
К апрелю 1944 года на счету Володи Казначеева было десять подорванных эшелонов.
Я их каждый помню, — вспоминал он после войны. — Первый результат был — 175 убитых и раненых. То есть 175 человек уже не попало на фронт.
Во время одной из диверсий на глазах Володи погиб сослуживец: партизан подорвался, не успев до конца установить мину. На место взрыва вскоре прибыл нацистский ремонтный поезд, а ошарашенный Володя со всех ног помчался докладывать о случившемся.
Нужно было уходить подальше от железной дороги, ведь немцы начнут прочесывать лес в поисках виновных.
Но как уйти, когда задание не выполнено? По восстановленной дороге вот-вот отправится вражеский состав — допустить этого Володя не мог.
Он сумел уговорить командира вернуться на «железку» и закончить операцию.
Через несколько часов, когда ремонтный поезд ушел, с ближайшей станции отправился немецкий эшелон с военными грузами. Времени было мало, и Володя со всех ног помчался из укрытия ставить мину на только восстановленный участок дороги. Когда он закончил, из-за поворота показался гитлеровский поезд.
Мальчик сломя голову летел к своим, когда многотонный состав взлетел на воздух.
После войны За вклад в общую победу Владимира Казначеева наградили орденами и медалями, в числе которых — «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Свою мирную жизнь он связал с морем. Окончил Херсонское мореходное училище и Одесский морской институт инженеров. Работал начальником отдела по агентированию иностранного флота, а в 60-х командировался в Алжир, Францию и Бельгию.
В одном из интервью на вопрос, как ему удалось пройти войну и выжить, фронтовик отвечал: «Все эти годы я пережил, видимо, потому, что покойная матушка, прощаясь с жизнью, думала о детях. И мне это была большая защита».
Владимир Петрович ушёл из жизни в возрасте девяносто двух лет 23 декабря 2020 года ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев