Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки.
У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.
Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры
Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев.
Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.
Виды и особенности филиграни
Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений.
Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:
статуэтки и скульптуры; оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники); изысканные пуговицы; головные уборы; пояса; наручи; рамы для икон и картин; углы переплетов и обложки ценных книг.
Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век
В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:
напайную; ажурную; объемную.
Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век
При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения.
Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).
Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век
Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:
Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком.
При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.
Филигрань. Золотая табакерка, XIX век
История филиграни
История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами.
Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.
Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век
В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали.
Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.
Тарелка стерлингового серебра, XIX век
В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы.
Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.
Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век
В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии.
Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.
Крышка хрустального графина, ХХ век
С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы.
С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.
Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век
В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение.
В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.
Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век
Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Не надо бояться густого тумана, Не надо бояться пустого кармана. Не надо бояться ни горных потоков, Ни топей болотных, ни грязных подонков. Не надо бояться тяжелой задачи, А надо бояться дешевой удачи. Не надо бояться быть честным и битым, А надо бояться быть лживым и сытым!? Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, - Лишь собственной трусости надо бояться!
А самое лучшее то, что берется из воздуха, А вовсе не то, над чем бьешься без всякого роздыха, Не то, что добыто с надрывом в кровавом поту, А то, что без всяких усилий поймал на лету, Что послано небом — воздушное то и летучее, Что ловишь шутя, ни себя, ни другого не мучая.
Есть время природы особого света, неяркого солнца, нежнейшего зноя. Оно называется бабье лето и в прелести спорит с самою весною. Уже на лицо осторожно садится летучая, легкая паутина… Как звонко поют запоздалые птицы! Как пышно и грозно пылают куртины! Давно отгремели могучие ливни, всё отдано тихой и темною нивой… Всё чаще от взгляда бываю счастливой, всё реже и горше бываю ревнивой. О мудрость щедрейшего бабьего лета, с отрадой тебя принимаю… И всё же, любовь моя, где ты, аукнемся, где ты? А рощи безмолвны, а звезды всё строже… Вот видишь — проходит пора звездопада, и, кажется, время навек разлучаться… …А я лишь теперь понимаю, как надо любить, и жалеть, и прощать
Комментарии 2