Августовский канал (от г. Августов, Польша)— судоходный канал в Польше и Беларуси, соединяет реки Вислу и Неман, памятник гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО.
В свое время Канал был технологическим чудом. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.
Его длина 101,2 км, в том числе 22 км на территории Беларуси, около 79 км на территории Польши. Включает ряд шлюзов и разводных мостов. В мире существует только два аналога этого водного пути: в Швеции — Gota и в Великобритании — Kalendonski.
Канал был построен в 1824-39 по политико-экономическим причинам. В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запрет на транзит товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I.
Последняя часть канала , которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне Вентспилс), не была построена — с 1837 года стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались.
Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно.
Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. Таковым он остается и сегодня. Главную роль в пропаганде достоинств Августовского канала сыграла книга «Черная Ганьча», написанная в 1931 г. Вандой Милошевской. Первыми туристами-байдарочниками были варшавские скауты.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев