Северная земля весьма богата на клады. Самые старые монеты, найденные в Архангельской области, датируются X–XII веками — это привет от Викингов.
Впрочем, краеведы и черные копатели ищут в Архангельской области совсем другое сокровище: заговоренный клад легендарного Ермака, который он, якобы, зарыл перед походом в Сибирь.
Сам по себе клад – это и дар высшим силам природы, схоронка от чужого взгляда и мощный излучатель чужой ауры. На голову человека, который пытался найти клад, всегда призывались различные напасти – болезни, смерть, различные напасти.
Но как бы то не было, каждая находка исторически обусловлена и исторически возможна.
Мы будем говорить о всяких кладах, но конечно более всего привлекают внимание клады сделанные лихими людьми – разбойниками.
Кто такой Кудеяр сказать сложно, по ряду легенд, которые имеют косвенное подтверждение в летописях, он был родственником самому Ивану Грозному. Хотя, кроме того атамана Кудеяра, по Руси ходило десяток-другой и прочих атаманов, носивших подобное прозвище. Так что, вряд ли, Кудеяр побывавший в Красноборских краях был именно тем знаменитым Кудеяром. Но, как бы то ни было, молва приписывает и ему клады, схороненные поблизости Красноборска.
Надо полагать, что немало капищ древней чуди могло сохраниться не разграбленными в глубине наших северных лесов. Немало чудского серебра попало когда-то к владельцам города Сольвычегодска Строгановым.
Ищут и в Холмогорских краях , где-то поблизости от деревни Побоище вероятней всего произошло сражение сторонников Новгорода со сторонниками Москвы, по другой же версии, именно там схватились в горячей схватке пришлые викинги с местной чудью. Не зря же в Архангельске нашли большой клад с монетами 11-12 веков.
Другой миф кладоискателей – Золотая Баба , которую искали многие, начиная с поморских краев до Урала. А по преданиям, в случае опасности для нее, статую могли перенести совсем в отдаленные места – в верховье Оби, районы Таймыра или Полярного Урала.
Закладыванию ценных вещей в “захоронки” могли поспособствовать походы новгородских ушкуйников. Так в Шенкурском районе рассказывается история о чудском племени, которое не пускало в свои края чужаков. И когда боевая дружина новгородцев окружила укрепления чуди сделанные внутри холма, то те, не желая сдаваться. Подбили подпорки из бревен и погребли себя, со всем добром, внутри холма.
Следующий период – это “смутные времена” и времена “раскола”. 17 век в Поморье мог породить большое количество кладов. Ну и самый основной период, про которых более всего рассказывают в районах Архангельской области – это 20 век, когда прятать деньги и столовое серебро заставляли перипетии гражданской войны, риск быть раскулаченным, разгромы монастырей. Чаще всего клады этого периода и находят, но в основном они представляют только историческую ценность.
В основном люди зарывали свои сбережения в землю в преддверии военной опасности, перед длительными торговыми поездками и т.д. К примеру, в регионе существует так называемое «Предание о панах». В начале XVII века польско-литовские отряды продвигались на север, планируя захватить Архангельск. Жители деревень, расположенных по пути следования поляков вдоль рек Вага, Кулой и Северная Двина, пытаясь избежать разграбления, зарывали свои сбережения в курганах и уходили в лес. В 2005 году в деревню Маковеевская, что стоит на реке Кулой, приехали черные копатели, которые, очевидно, прослышали об этом предании. Они наняли местных жителей и вырыли несколько 8-метровых ям на кургане, который впоследствии оказался естественного происхождения. Но ничего не нашли.
Распространены в регионе и легенды о кладах, относящихся ко времени Медного бунта XVII века. Государство тогда начало чеканить медную монету и выдавать ею жалованье, причем подать собиралась серебром. Да и в серебро медь добавляли. Вскоре выпуск ничем не обеспеченных денег привел к их обесцениванию. Люди начали зарывать серебряные монеты в желании укрыть их от государства и сберечь до лучших времен.
В Архангельской земле встречаются даже золотые талеры, отчеканенные в XVII веке в Соединенных Провинциях (нынешняя Голландия)
Две легенды о кладах Архангельской области связаны с именем купцов Строгановых. Одна из них — о библиотеке Ивана Грозного. Впрочем, эксперты относятся к этой легенде скептически.
Существует даже такая легенда, что знаменитая библиотека Ивана Грозного, которая была спрятана и за которой веками охотятся как историки, так и авантюристы всех мастей, может быть спрятана, хотя бы частично, где-то в районе Сольвычегодска. Что купцы Строгановы, по просьбе царя, вывезли часть книг, дабы на время укрыть их от глаз людских. Так на века и укрыли.
Самый крупный архангельский клад был найден в конце 80-х годов ХХ века на дачном участке в деревне Боры под Архангельском. Он включал около 2 тыс. серебряных монет, среди которых были деньги, отчеканенные в XI веке в Англии и на берегах Рейна. Было немало и серебряных украшений. Ученые полагают, что оставляли такие клады викинги или варяги, вернувшиеся из набегов на города Западной Европы. Впрочем, немало в области и более поздних кладов.
Большинство кладов в Архангельской области были найдены во второй половине прошлого века. Осенью 1957 года, к примеру, бригадир строительной бригады Кротов при возведении Архангельского мясокомбината наткнулся на шестикилограммовый клад. Свыше 12 тыс. гривен, алтын и копеек петровских времен попали в руки строителей, которые передали клад в краеведческий музей.
КЛАД ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА
Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону
В последнее время всё чаще звучит гипотеза о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость, с центром в селе Борок (сейчас — в Виноградовском районеАрхангельской области).
А перед уходом в Сибирь, по местным преданиям, Ермак стоял станом в местечке Шоломя (Архангельская область ), недалеко от вотчины купцов Строгановых. Атаман задумался о том, куда девать добро, приобретенное во время казачьих гуляний по Волге. Вот и решил Ермак со товарищи припрятать лишнее. Сбросил он добро в несколько глубоких двенадцатиметровых колодцев и забросал их землей. Сейчас это место называют Ермаковым колодцем. Рядом располагаются Ермакова гора, Ермаков ручей, Ермакова лестница.
Несколько лет назад Александр Тутов ( писатель, краевед) организовал две экспедиции в Красноборский район, где и находится заброшенная деревня Шоломя. Местные жители рассказали, что было время, когда люди целыми деревнями искали клад Ермака. Однажды несколько рабочих попытались трактором разрыть Ермаков колодец и чуть не утопили технику, когда земля в этом месте вдруг стала разъезжаться и заполняться водой. Мужики связали вместе два шеста, но до дна так достать и не смогли… Существует легенда, что клад Ермака — заговоренный (впрочем, то же легенды говорят про клады Разина, Кудеяра, Болотникова и других разбойничьих и казачьих атаманов). Якобы пятьдесят человек на поисках клада Ермака должны «головы сложити», только пятьдесят первому он дастся в руки.
Кроме курганов, могильников, пещер, старых крепостных руин излюбленным местом сокрытия кладов является вода. Клады прятали в речках, колодцах, омутах, ручьях, болотах. Естественными приметами делали одинокое дерево, камень или холм. Говорили, что время от времени над кладом может появляться свечение.
Чего только про клады не придумывают. Особенно придавая им волшебные свойства. А волшебные клады делятся по зароку. Отдельно идут клады, загаданные на число (явился тебе клад в виде человека – назови верную цифру, и клад твой); урочные – клад находится при выполнении какого-либо дела; именные (явится только человеку с определенным именем); на счастливого или “фартового” - клады игроков и авантюристов.
Прятали клады в лесные ключи и родники. Правда, с годами монеты оседают все глубже, а вода ключей становится просто серебряной. Разрушения полов церквей и монастырей в нашей области связанно, как с варварством людей, так и с попытками отыскать церковные сокровища. А попытки отыскать замурованные дары в закладных столбах – это святотатство. Бывало, и находили их горе-кладоискатели. Но с тех пор все в жизни шло у них наперекосяк.
Сама наша северная природа – вот настоящий клад, который надо оберегать. А истории о кладах – это рассказы об одной из сторон жизни нашего края. Дай Бог, археологам открыть еще не одну тайну нашего Севера.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев