Любовь Котлова
ИСТОРИЯ ЧЕТЫРЁХ КОРАБЛЕЙ
Мысленно возвращаясь в 60-70е годы, я осознаю насколько регулярный водный транспорт был уважаемым и востребованным людьми. Круизный же был не всем по карману.
Все детские годы я жила в микрорайоне, где самым крупным предприятием был судостроительно - судоремонтный завод. Он располагался там, где река Вычегда образовала глубоко врезавшийся в берег залив или затон. Каждый класс школы шефствовал над определённым цехом завода. Нашим был электроцех. Мы поздравляли рабочих с праздниками, дарили самодельные открытки и подарки, устраивали концерты. Основное население нашего района были судостроители и работники водного транспорта, в просторечии - « водники» или «пароходские». Каждую весну плавсостав празднично провожали в навигацию. В Доме культуры после торжественного заседания проходил концерт с участием детей. Я выступала в модных в то время физкультурных номерах. Из-за маленького роста и веса я должна была стоять с флажками на спинах одноклассников на самом верху пирамиды. Заключительным моментом выступления звучали хором исполненные слова: «Счастливого плавания вам, речники», синхронность которых долго отрабатывали. А однажды наш детский сектор ДК с концертной программой был отправлен на гастроли на агиттеплоходе «СЕВЕРЯНИН» по Северной Двине на десять дней. Помню я исполняла соло песню: " Не крутите пёстрый глобус..." Теплоход швартовался к встречному грузовому судну, и его команда приходила в зрительный зал «Северянина» на концерт и просмотр фильма. Затем мы снова плыли в противоположном направлении до встречного транспорта. Так пароходство заботилось о культурном досуге работников северного флота. Наверное, с этого момента один из уголков моей памяти занимают корабли. Они вошли в нашу ребячью жизнь, как неотъемлемая часть окружающего мира.
Затон для нас был источником информации, незабываемых эмоций и впечатлений. Зимой корабли, скованные льдом, тесно прижавшись друг к другу, спали. Весной затон оживал, словно умывался после сна под лучами солнца. Смеялась бликами вода, на кораблях играла музыка, на палубах сновали речники, выполняя последние штрихи вооружения для навигации. Только летом затон отдыхал, когда немногочисленные плавсредства ожидали ремонта. Поздней осенью затон вновь услужливо собирал всю речную братию под своё крыло на зимовку, подальше от течений, буйных ледоходов и сквозных ветров.
Среди барж, буксиров и катеров особенно выделялись четыре белоснежных теплохода. Они как большие белые птицы покачивались на воде и сверкали золотыми буквами на борту. Мы с ребятами заворожено смотрели на эти двухпалубные лайнеры и мечтали отправиться в далёкое путешествие. Нам представлялись они громадными живыми существами, которые задумчиво грустят, перекликаются с «братьями» басистыми гудками, радуются весне и гостеприимно встречают пассажиров в каютах.
В 60-е годы СССР закупил по заказу у Венгрии сорок семь таких судов для перевозки пассажиров по рекам Союза. Все они были названы именами российских рек. Северному речному пароходству досталось четыре таких теплохода: «ИНДИГИРКА» (река в Якутии), «ПИНЕГА» (приток Северной Двины Архангельская обл.), «ОЛЕКМА» ( приток р. Лены), «НЕМАН» (река Белоруссии, Литвы и Калининградской обл.) Они курсировали из Котласа в Архангельск. Дальнейшая судьба теплоходов, наших старых друзей, сложилась по-разному. Заметки СМИ об их жизни и работе были нечасты. Зато сейчас их жизнь можно подробно проследить на сайтах интернета.
В конце 80-х теплоходы переименовали: «Индигирка» стала «Адмирал Кузнецов», «Неман» - «Фёдор Абрамов», «Олекма» - « М. В. Ломоносов». Необычная судьба сложилась у теплохода «Пинега». Тридцать лет судно работало плавучей гостиницей в трёх странах.
«ПИНЕГУ» планировали назвать «Художник Борисов», но не успели. Теплоход покинул Северную Двину в 1994 году и отправился на работу в Калининград плавгостиницей, вместо устаревшей под названием «Hansa». Для «Пинеги» это был билет в один конец. Имя «Hansa» перешло и «Пинеге». В 2002 году на «Пинегу» или «Hansa» нашлись покупатели, которые перегнали судно в соседнюю Польшу и открыли гостиницу Hotel Hansa Ship. Через десять лет теплоход был продан Швеции. В Швеции «Hansa» работала как плавучее общежитие гостиничного типа. Согласно данным на сайте владельца судна, на теплоходе можно снять номер за 55 евро в сутки.
В 2004 г «ОЛЕКМУ» или « М. В. Ломоносов» покупает известный поп-певец и солист группы «Дюна» Виктор Рыбин, который на пару с супругой Натальей Сенчуковой занимается переоборудованием пассажирского теплохода. После перегона с севера в Москву судно прошло коренную модернизацию и стало частным корпоративным теплоходом повышенной комфортабельности. Вместимость теплохода сократилась с 300 человек до 53 пассажиров. Там было всё для увеселительных речных прогулок состоятельных людей. Ныне «М.В. Ломоносов» работал только на корпоративных заказных рейсах, не совершая регулярных круизов. В 2018 году его приобрел «Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага». В 2020 году на Соловках начались работы по реставрации монастыря и реконструкции инфраструктуры. Теплоход стал не нужен. Покупателей не нашли и передали теплоход Минтрансу Якутии. Сейчас его ремонтируют в Архангельске за счёт бюджета Якутии.
Теплоход «НЕМАН» или « Фёдор Абрамов» в связи с обмелением Северной Двины был выведен из эксплуатации в начале 90-х годов. Долгих двенадцать лет он простоял в нашем Лимендском затоне. Мои земляки сумели сохранить его интерьер в первозданном виде. В 2008 г после ремонта теплоход перегнали в Северный речной вокзал Москвы. Новая навигация началась Первого мая 2009г. «Фёдор Абрамов» торжественно вышел из Москвы с туристами на борту, взяв курс на Казань. Он стал популярен у жителей Ульяновска, Казани, Самары, Саратова и других городов Поволжья. В настоящее время покрытый ржавчиной теплоход стоит в Ярославле и выставлен на продажу за 12 млн. рублей.
«ИНДИГИРКЕ» или «Адмиралу Кузнецову» повезло. Этот теплоход работал на линии дольше других. Но из-за снижения пассажиропотока судно было выведено из эксплуатации и отправлено на отстой. В 2014 году теплоход был выкуплен нынешними владельцами и получил вторую жизнь. В настоящее время его основное назначение – туристический круизный речной лайнер. Каюты отремонтированы, интерьер выполнен в классическом стиле. Также на теплоходе установлены современные двигатели, произведенные в Германии – мощные и экономичные. Он базируется в Карелии на берегу залива Ладожского озера около города Лахденпохья. На нём можно совершить тур по шхерам Ладоги – уникальному скалистому архипелагу на севере и северо-западе озера.
И в заключении скажу о моем гастрольном корабле «Северянин». В 2002 году на реке Сысола (республика Коми) в результате пожара судно затонуло до уровня палубы, поэтому было принято решение о его утилизации.
Так по судьбам теплоходов мы читаем историю угасания пассажирского водного транспорта на севере страны. В наше стремительно летящее время его заменили более скоростным железнодорожным и автодорожным транспортом. На фото стоянка судов в Лимендском затоне.
Любовь Котлова.
Комментарии 4