Шеваев Николай Васильевич.(майор,подполковник)
История солдата
Родился 15 октября 1921 г. в д. Исаковка Бучальского с/с Кимовского района Тульской области. В декабре 1940 г. поступил учиться в Ефремовский аэроклуб
Тульской области. Первый самостоятельный полет без инструктора выполняет на "отлично" и вблюбляется в "небо" или "пятый океан", как он его называл.
5 мая 1941 года весь курс в составе 70 человек был направлен в Таганрогскую авиашколу пилотов. В сентябре 1941 г. закончили цикл обучения и рвались на фронт,
но отправляют на новое обучение мощным самолетом, в последствии оказывается, что это будет легендарный Ил-2. Отправляют на эшелоне в Сибирь, город Омск.
С января 1942 г. по март 1944 г. начинаются изнурительные тренировки по теории и практике ведения воздушного боя, бомбометания и материальной части
самолета Ил-2. Помимо всего этого выполняются и разные работы присущие военному времени (охранение расположения части, караул, заготовка дров, ремонт
военной техники и другое).
Обучение закончил 12.03.1944 г. с отличем по всем дисциплинам и на новом самолете взлетел и взял курс на фронт (аэродром с.Цебриково, Украина) .
Согласно приказа зачислен в 995 штурмовой Измаильский ордена "Кутузова" авиационный полк (3-й Украинский фронт).
Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.
Громил фашисткие войска на земле и в воздухе. Боевые вылеты за всё время войны были по разным целям - это и живая сила противника, для поддержания нашей
пехоты; колонны бронетехники; вражеские аэродромы и железнодорожные узлы; тыловые коммуникации врага.
Рассказы о войне не любил, но один случай известен. 19 сентября 1944 года на рассвете получает боевое задание нанести бомбовый удар по аэродрому немцев и
уничтожить на стоянке вражеские самолеты, т.к. они собирались стереть с лица земли столицу Болгарии - Софию. По аэродромам неприятеля работают все
авиаполки и авиадивизии штурмой авиации наших ВВС.
Сложность данного боевого задания заключалась в том, что аэродром противника находился между гор на высоте 1000 метров. На них была расположена зенитная
артиллерия противника. В районе аэродрома находилась и железнодорожная станция, которая также прикрывалась зенитной артиллерией. Условия были
сложными.
И вот видится аэродром неприятеля с уже готовыми к взлету самолетами. Вся пятерка наших Ил-2 одновременно входит в пикирование и бомбы пошли вниз. Затем
ведется пушечный и пулеметный огонь по самолетом врага. Выводя самолет из пикирования в 15 метрах слева увидел шапку от разрыва снаряда и в ту же секунду
почувствовал как обожгло все тело, а левая рука повисла без движения. В лицо ударила свежая струя встречного воздуха. Кровь хлынула из раны.
Сообщил командиру и ко мне вплотную подошел боевой товарищ и 40 минут пока летели до своего аэродрома подбадривал и указывал что нужно делать. Правой
рукой зажимал рану, а самолетом управлял коленями. Почти потерял сознание, т.к. самолет два раза переходил в крутое пикирование. Механически выполнял
команды и пошел на посадку, очнулся уже в лазарете.
За данное успешное боевое задание нашражден орденом "Красного Знамени".
Имеются и другие ордена и медали, второе ранение, но о них подробностей неизвестно.
После войны остался в рядах Красной Армии и дослужился до заместителя командира эскадрильи и был уволен в запас в 1960 году в звании майора. В
послевоенные и пенсионные годы имел ряд наград (ордена, медали, благодарственные письма), в 2000 году получил звание подполковника.
Всю свою жизнь помнил и общался с боевыми товарищами. Всегда переживал за свою Родину, особенно в 90-х годах. Пережитое в сложные годы войны лично и
осознавая тяготы всего нашего народа, ни на секунду не забывал о подвиге обычных людей. Ушел из жизни в 2002 году
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1