Гаврило-Архангельская единоверческая церковь

Гаврило-Архангельская церковь в селе Ерохино.
Деревня Ерохина расположена в З-х км юго-восточнее села Горохова на левом берегу реки Юргамыш. Она основана во второй половине ХVIII века крестьянами переселенцами, в основном староверами-единоверцами. С 1887-1895гг. построена Гаврило-Архангельская единоверческая церковь.
Из воспоминаний А.У.Астафьева:
«Моя мать Анастасия Савельевна родилась и воспиталась в семье старообрядцев-единоверцев деревни Ерохиной. Она фанатично, не вникая в смысл, придерживалась всех формальностей этого религиозного течения, да это и не удивительно, ведь названная деревня находилась в стороне от больших дорог. Эта окраинность дополнялась еще и религиозной замкнутостью ее обитателей... К концу ХIХ века в ней грамотных было не более 2-3 человек и, кроме единоверческой церкви, никаких других очагов культуры не существовало. Отсюда становится ясным, что все образование моей матери состояло лишь в том, что ее и небольшую группу девочек в течение полугода в зимнее время какая-то, староверка научила читать Псалтирь и вместе с этим писать в стиле кириллицы».
В 1900 г. была открыта Ерохинская церковно-приходская школа для обучения детей из деревень Ерохиной и Красиковой. Закон Божий преподавал батюшка Илья Инфаньтьев. Он еще известен тем, что в 1900-1901 г. раскопал 3 кургана около д. Ерохиной. Данные о его раскопках находятся в С.-Петербурге.
Кроме закона Божьего в школе преподавались русский и славянский языки».
Из статьи С. Плотникова Старообрядцы села Ерохина:
«Старообрядцы, притесняемые официальной церковью и государством, бежали в Сибирь; на севере европейской России половина храмов оказались пустыми, даже церковные причты бежали вместе с прихожанами.
В конце XIX века одним из центров старообрядцев-единоверцев оказалось село Ерохинское. «В Кипельском приходе в 1834 году в д. Ерохиной значилось всего 3 двора с 28 жителями (имеется в виду старообрядцев – С.П.). На исповеди были всего два человека. В 1835 году уже все без исключения жители записаны «за расколом»… Природные раскольники в 1841 году имелись в деревнях Ерохиной, Разбегаевой и селе Кипельском. «Уклонившиеся» («совратившиеся») в этом приходе появляются в 1857, 1861 годах и позже – в 1862, 1863 и 1867 гг. В 60–80-е годы в приход раскол завозят приезжие. Так, например, раскольники д. Падунской «приехали из завода Нижнеярского Уфимского уезда в 1863 году», раскольники д. Токарёвой «приехали из завода Тагильского Верхотурского уезда Пермской губернии» в количестве 14 дворов в 1874 году, в 1880 году Матвей Савич Охотин «приехал раскольником из Сибири». – Такие сведения приведены в четвёртом томе «Истории Курганской области». И далее там же: «В 1907 году в Кипельском приходе имелся всего один природный раскольник – Фёдор Семёнович Воронцов, кроме него – четверо уклонившихся в раскол секты поморской». В 1911 году среди старообрядцев села Кипельского значились не только поморцы, но и «беглопоповцы».
Каким образом, старообрядцы деревни Ерохиной оказались единоверцами, мне установить не удалось. Единоверие как течение в старообрядчестве возникло в начале XIX века. Единоверцы посещают церковь, но все обряды совершают по старому, по старопечатным книгам; они шли на компромисс с православной церковью – весь церковный причт являлся православным.
В 1887 году единоверцы д. Ерохиной начали строительство Гаврило-Архангельской церкви и завершили в 1895 году. Церковь была не достроена, но службы начались в ней с 1890 года. Первым священником был Пётр Вонифатиев Маркин (1890–декабрь 1894 гг.), с 6 июля 1892 года с ним начал служить псаломщиком Александр Попов; с 3 декабря 1894 года – священник Илья Инфантьев. При священнике Илье Инфантьеве псаломщиком был Филимон Ногин. В метрической книге Гаврило-Архангельской церкви имеется такая запись: «3 сентября 1895 года родилась Раиса, родители с. Ерохинского псаломщик Филимон Павлов Ногин и жена его Анастасия Александрова, оба единоверцы». Но в следующей записи за 1897 год отмечено, что Филимон Ногин и его жена православные. Псаломщики в церкви часто менялись: Антоний Бельков (13.02.1899–1.01.1901), Константин Страхов, Александр Попов (19.07.1902–13.09.1902), Владимир Дементьев (29.10.1903–16.11.1905), с 8.12.1906 – Леонтий Подгорбунский.
Число родившихся в приходе постоянно увеличивалось, а по селу Ерохинскому – почти в два раза. Значительно увеличилось и число заключенных браков. Оказалось, что невест единоверцев по вероисповеданию было мало да к тому же многие, вероятно, былиродственниками, поэтому женихам приходилось выбирать (или, скорее, уговаривать родителей невесты) среди православных – таких браков третья часть. Например, бракосочетались села Ерохинского крестьянин Афанасий Павлов Ерохин, единоверец, 18 лет и д. Гороховой крестьянская дочь Евдокия Гаврилова Горохова, православная, 18 лет; д. Разбегаевой крестьянин Иван Родионов Важенин, единоверец, 22 лет и села Кипельского крестьянская дочь девица Мариамна Степанова Важенина, православная, 19 лет; с. Ерохинского запасной рядовой Яков Федоров Тельманов, единоверец, 28 лет и с. Кипельского крестьянская девица Параскева Иванова Лисихина, православная, 20 лет. Ерохинскую церковь посещали единоверцы сел Ерохинского и Кипельского, деревень Разбегаевой, Гороховой, Красиковой; а т. к. священник был православным, то иногда, но очень редко, церковь посещали и православные.
В метрической книге церкви имеются следующие фамилии единоверцев: в с. Ерохинском – Булатовы, Воронины, Ногины, Ерохины, Халезины, Андриевских, Тельмановы, Баклановы, Горевановы, Насоновы, Коротовских; в с. Кипельском – Баклановы; в д. Гороховой – Гороховы, Костылевы, Аверины, Серебренниковы; в д. Разбегаевой – Важенины, Харитоновы, Нестеровы, Яковлевы, Ивины; в д. Красиковой – Никитины, Ерохины, Грибановы; в д. Ждановке – Дельцевы, в д. Токарёвке Реутовы, в д. Кондаковке Ерыгины.
За десятилетие (1890-1900) только один случай присоединения раскольников к единоверческой церкви: из д. Токарёва Логу (Токарёвки) крестьянина Мирона Дмитриева Реутова сын Василиск, 4 лет, присоединён от раскола секты безпоповской через помазание Св. Миром и дочь Пелагея, 2 лет, присоединена из раскола секты безпоповской через помазание Св. Миром.
Приобретение иерархии во главе с епископом всегда было заветной мечтой старой веры. Долгое время старообрядцы использовали священников по каким–либо причинам бежавших из официальной церкви.
В 1846 г. старообрядческий инок Павел Васильев переманил в старообрядчество отставного греческого митрополита Амвросия, который и стал родоначальником русского старообрядческого священства. Это означало появление в старообрядческом мире полной трехчинной иерархии – австрийского священства. В 1848 г. австрийское правительство по настоянию русского удалило Амвросия из Белокриницы. Его приемником стал митрополит Кирилл.
Первым российским епископом австрийского толка был Софроний, рукоположенный в епископа Симбирского, далее Антоний Шутов, рукоположенный в епископа Владимирского.
Однако большинство старообрядцев Урала, Зауралья и Сибири продолжали не принимать священство ни православное, ни австрийское».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9