ЖИЗНЬ СЛОЖИЛАСЬ СЧАСТЛИВО
(Из книги «О людях и для людей»)
Когда этот моложавый человек интеллигентного вида неторопливо и спокойно идёт по посёлку,слегка опираясь на лёгкую трость-костыль,то кажется,что каждый второй идущий ему навстречу желает ему здоровья.Шутка ли сказать,тридцать восемь лет из своей пятьдесят восьмилетней педагогической деятельности отдано им работе в Косогорской средней школе №2,ныне № 65,где вначале он работал учителем истории, а затем и директором.
Тридцать первого января нынешнего года Вячеславу Борисовичу Соловьёву исполнилось восемьдесят лет,но и сегодня он бодр,полон жизни и оптимизма, несмотря на сопутствующие возрасту недуги.А в основе этого оптимизма его неувядающее жизнелюбие,живейший интерес к жизни,к людям,к событиям, происходящим в посёлке.Вот и сегодня он пришёл в поселковую библиотеку,что рядом с площадью у Дома культуры,для того чтобы присутствовать на выставке-встрече косогорцев с их земляком- художником,членом Союза Художников России Владимиром Павловичем Голубовым.
К искусству Вячеслав Борисович всегда относился нежно и трепетно.Он знает наизусть множество музыкальных произведений и может без особого труда исполнить самые ему полюбившиеся места из опер,романсов,оперетт,различные музыкальные композиции.И видимо неслучайно,что именно во второй школе посёлка работал учителем музыки и пения создатель нашего детского образцового хора «Солнышко» Владимир Иванович Сергеев и учился будущий поэт и композитор Василий Витальевич Попов,создававший в ученические годы свои первые музыкальные коллективы и произведения.Как было не найти им поддержку у такого директора?
Когда я поинтересовался у Вячеслава Борисовича:«…Большая ли у вас домашняя фонотека?»,то он,улыбнувшись,мне ответил: «…Да,что вы! Это всё то,что мне довелось услышать по радио!Не настолько в детстве семья у меня была богата, чтобы заводить фонотеки,коллекционировать музыку,да и зарплата не позволяла делать этого…».
Вячеслав Борисович не коренной житель посёлка,родился он в Центральном районе Тулы,в далёком теперь 1933 году,в семье служащего,и рос он на улице Пушкина в Туле. Отец занимался какими-то снабженческими делами,а вот мама работала в системе детского дошкольного воспитания,но Вячеслав Борисович не думает,что это оказало решительного влияния на выбор его педагогической стези.После того как его отец был в сорок втором году мобилизован,а сорок четвёртом погиб в боях за Польшу,он почему-то решил стать не военным,а юристом.Видимо к этому его подвигло то,что в детстве он запоем читал книги,в том числе о поисках и расследования и самых замысловатых приключениях.Впрочем,в школе он читал запоем всё,что находил в библиотеках,и это впоследствии тоже сказалось на выборе его профессии.Но в Тульский педагогический институт на исторический факультет он поступил учиться после окончания средней школы №4 в 1950 году,потому что в Москве или в другом каком ином городе,у него не было возможности учиться,а в Туле юридических институтов не было,материально проще было учиться дома.
Но сегодня Вячеслав Борисович нисколько не жалеет о своём выборе, считает, что его жизнь сложилась счастливо и удачно:«…Вы знаете,– говорит он сегодня,– в профессии учителя мне полюбилась не столько сама история,как предмет,хотя и это тоже есть, а сколько живое общение с детьми.Общаясь с ребятами,я всегда чувствую и себя молодым.И это чувство было заразительным.После окончания института,в пятьдесят пятом году,он направляется работать на Косую Гору в недавно построенную школу №2,то есть,в нынешнюю шестьдесят шестую.Молодой,подвижный, начитанный, увлекающийся спортом новый учитель истории привлёк себе внимание, проще сказать очаровал,не только учеников,но и учителей.Петр Митрофанович Михейко,бывший тогда директором школы,был вполне доволен его работой,дети ходили за ним по пятам.Школа по тем временам была прекрасной, в четыре этажа,светлыми классами и холлами,с небольшим,но всё же своим спортивным залом.А Соловьёв был любителем поиграть в волейбол,баскетбол,на мотоцикле покататься,из Тулы на работу ездил на «ижаке»,в поход сходить – в верховье Воронки,пройти по Упе, полюбоваться красотами Оки.Кеды и палатка всегда под рукой,да и времена были другими – можно было ночевать с детьми в лесу,особенно не беспокоясь за их безопасность.
Молодого педагога вскоре заметили не только на Косой Горе,но и в городе.В шестьдесят третьем году ему предложили работать завучем в тульской средней школе № 60.Пётр Митрофанович дал прекрасную характеристику.Через год Вячеслав Борисович в этой школе становится директором,где в этой должности успешно работает до семьдесят третьего года.Но тут им овладела тяга к перемене мест. Захотелось ему пожить на юге,и он отправляется в Аджарию работать там в одной из школ учителем истории.Но южный климат ему вскоре надоел и потянуло его вновь к родным местам.Вернувшись через год домой, он встал в РОНО в резерв,а тут на пенсию на Косой Горе,и именно в той школе,где он начинал свой путь учителя,в средней школе №2,уходит директор школы Ольга Ильинична Зотова,и Вячеславу Борисовичу предлагают стать директором школы.
Не это ли есть везение?!Шёл 1975 год.Нового директора хорошо встретили в школе. Многие помнили его первый приход,то,как хорошо он здесь себя зарекомендовал.С тех пор вся жизнь Вячеслава Борисовича связанна именно с этой школой,лишь только в семьдесят один год он ушёл на пенсию,когда почувствовал себя не совсем физически крепким для выполнения груза этой должности.
У каждого педагога,наверное,есть свой,особенный,стиль общения с детьми,свой особенный педагогический почерк.У Вячеслава Борисовича – это полная доверительность общения.Он и свои уроки истории начинает словами:«…Прошу задавать мне любые вопросы, на все обязательно постараюсь ответить.На которые не смогу ответить сразу,отвечу позже…».Опять дети за ним по школе гурьбой.Соловьёв и сегодня считает,что самый наилучший предмет в воспитательном процессе – именно история.На примерах из истории можно очень ярко показать,как сказал Маяковский: «Что такое хорошо,и что такое плохо!».Но так показать,чтобы выводы дети делали сами,без всяких нравоучений.И опять же начались лыжные походы,благо.Что лес подступает к самой школе,различные спортивные соревнования,заработали кружки и самодеятельность.А тут задумался он и выступил с инициативой расширить школу, построить новый корпус в четыре этажа,не только с дополнительными классами,но и с современным спортивным и актовым залами?!Старый спортзал уже не удовлетворял запросам времени.
И начались строительные хлопоты.Благо,что председателем поселкового Совета работал бывший его ученик – Виталий Алексеевич Шкалин,нашёл Вячеслав Борисович поддержку и у директора Косогорского металлургического завода Владимира Ивановича Мартынова,поддержали его инициативу и городские власти,в том числе и народного образования.«…Тут-то я стал не только директором школы, – смеётся Вячеслав Борисович,– но ещё и строителем.Стал в трубах,кирпичах и в цементе разбираться.Но стройка шла очень быстро,менее,чем за три года корпус был построен и в 1989 году состоялось новоселье.
Сколько было тогда радости для ребят,трудно передать!Спортзал большой,с высоким потолком,раздевалками,со всем,что полагается,в актовом зале стали проводиться праздничные,торжественные мероприятия,концерты,заработали здесь кружки и художественная самодеятельность.Старый спортзал был переоборудован в столовую. Вообще-то Вячеслав Борисович считает,что в воспитательной работе не бывает мелочей.И в воздействии на коллектив большое значение имеет цель, к которой нужно стремиться.И потому он всегда ставил перед собой цель и добивался её,чего бы ему это ни стоило!Решал задачи поэтапно.Создал крепкий творческий коллектив, постоянно благоустраивал школьные помещения,и даже добился строительства нового школьного корпуса.И дело тут не только в строительстве нового корпуса,а более в том,что он дал возможность значительно улучшить условия обучения и образования. А главная цель у его школьного педагогического коллектива – это хорошее образование и воспитание.
«…За годы моей работы во второй школе на Косой Горе,– говорит сегодня Вячеслав Борисович,– за все мои тридцать восемь лет, прошли через школу не менее десяти, а то и более,тысяч человек.Конечно,всех не упомнишь,но вот в моей памяти остались такие ребята,как Анатолий Шепелёв,который после окончания Тульского политехнического института был направлен в Саратов по распределению и трудится в области космических летательных аппаратов. Это Александр Рахманов, что возглавляет работу телевизионной станции у нас в Басово,а однажды, представляете,говорит мне мой бывший ученик Борис Марков,что работает в Новомосковском филиале химико-технологического института:«… Вячеслав Борисович, давайте съездим в город Электросталь в гости к Юрию Анпилогову на его 60-летие, он там возглавляет профессионально-техническое училище…». Представляете,моим ученикам по шестьдесят и более лет!».
Бегут годы.Вячеслав Борисович давно уже стал косогорцем,у него сейчас квартира в новом большом пятиэтажном доме по улице Максима Горького,что против бывшего заводского санатория- профилактория и глубоко врезается в лес,где он любит гулять и зимой,и летом, теперь,правда, не на лыжах,а всё больше пешком. Невдалеке школа.Проходя мимо неё,он и сегодня размышляет о её будущем.Какие бы ни были сегодня всякие новые веяния в образовании и воспитании,заслуженный учитель России Вячеслав Борисович Соловьёв считает,что по-прежнему самое лучшее в общении с детьми – это доверительность.И в этом его убеждении крепкой опорой всегда является его опыт,он всегда опирался в своей педагогической деятельности на крепкий и дружный педагогический коллектив,на сплочённую школьную детскую организацию,как бы она ни называлась,комсомолом или пионерией,на школьный родительский комитет.Он твёрдо убеждён,что только совместно с этими организациями можно решать большие задачи и дела в школьном воспитании и образовании..
Кто,как не он,педагог с таким большим стажем и бессменный директор школы,знает это? И день его 80-летнего юбилея,несомненно радостный праздник для всех его многочисленных учеников.Здоровья Вам,Вячеслав Борисович,счастья и низкий поклон за развитии культуры в посёлке,за воспитание всех ваших учеников.
А.Бочаров.
2013.
© Copyright: Александр Бочаров 3, 2015
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3