Если скифы и сарматы не говорили на иранском языке, то на каком же языке они говорили? Обратимся к письменным источникам. В Повести временных лет читаем:
«И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь"».
И далее под 907 г. аналогично: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь"» .
Также записано в Ипатьевской и Никоновской летописях, Тверском сборнике и других летописях.
Как видим, идет перечисление славянских племен и при этом ясно говорится, что у греков эти славянские племена назывались «Великая Скифь», причем в процитированных текстах иное толкование просто невозможно. Таким образом, по самым нашим авторитетным источникам однозначно следует, что славяне у греков назывались скифами.
В подтверждение этому в «Истории» Льва Диакона, например, русские названы скифами 63 раза, росами — 24 раза, тавроскифами — 21 раз (комм, к кн. 4, гл. 6). Вот отрывок, где Лев Диакон без перехода, тут же росов называет скифами: «...росы же, подбадриваемые своим военачальником Сфенкелом, который был у скифов третьим по достоинству после Сфендослава [Святослава]».
Великая Скифь. Скифы = славяне = росы = русичи = руские!
Еще эпизод: «Так они [ромеи] достигли царского дворца, в котором сгрудилась лучшая часть войска росов. Но скифы, находившиеся во дворце...» (с. 72). Для Льва Диакона — скифы = славяне = росы = руские. После Льва Диакона этникон «тавроскифы» применительно к русским употреблялся и другими авторами (Анна Комнина, Никита Хониат и др.). Отождествляет тавров с росами и Евстафий в комментариях к Землеописанию Дионисия.
В Мазуринском летописце сказано: «...новопришельцы скифы начата именоватися словяня...». Из Иоакимовской летописи также следует, что скифы были славянского рода (с. 108). В Никоновской летописи прямо сказано: «...словеньскому же языку, якоже рЪкохомъ, живущи на Дунай, пршдоша отъ скифъ...». Какие же еще нужны доказательства того, что скифы — это славяне, а скифский язык — это славянский язык?!
Итак, если скифы — это славяне, то, учитывая указываемое многими древними авторами родство сарматов и скифов, сарматов также следует считать славянами. О родстве скифов и сарматов сказано у Геродота. Он писал, что савроматы говорят на скифском языке (IV, П7). Страбон в своей «Географии» отмечает, что сарматы — тоже скифы (кн. XI, гл. II, 1). Курций Руф в «Истории Александра Великого» также говорит, что скифское племя не сопредельно с сарматами, а составляет часть их (с. 131).
В то же время сарматы и самостоятельно определяются как славянское племя. В Певтингеровых таблицах славянское племя венедов названо сарматами «Venadi Sarmatae». К сарматам причислял венетов и Плиний. Славянские племена вандалов или венедов называл сарматами также Прокопий Кесарийский (с. 11). В Иоакимовской летописи, как пишет В.Н. Татищев, славяне именуются сарматами (с. 108). Следует также сказать, что и более поздние авторы называли скифов и сарматов славянами. Михайло Ломоносов писал, что славяне и сарматы были одним народом, причём первым именем с древних времен сами себя называли от славных дел, а другим именем от греков и римлян (с. 28).
Ю.И. Венелин отмечал, что «какие бы ни носились впредь новые имена над Русью, они не могут уничтожать таящейся в Сарматии идеи руссизма» (с. 5). И.Е. Забелин в «Истории русской жизни с древнейших времен» говорит, что савроматы были славянскими племенами (с. 235), при этом приводит слова Помпония Мела, что в Сарматии было много племен, но все они говорили одним языком (с. 237). Это означает, что вся территория Сарматии была заселена слаянским этносом.
И еще, пишет И.Е. Забелин, по характеру этого языка и все другие обитатели нашей равнины явственно могли называться сарматами, то есть, в сущности, славянами, и сармат в собственном смысле был славянин (с. 237—238).
За скифское происхождение славян выступал и Д. Я. Самоквасов.
Д.И. Иловайский замечает, что Русь скрывается в VII—IX веках в византийской историографии под общими именами скифов и сарматов (с. 76). Из приведенных выше сведений достаточно убедительным является вывод о славянстве скифов и сарматов, и, что естественно, говорили они на славянском языке.
Литература:
Ю.А. Яхонтов "Летопись славян-росов с древнейших времен до Рюрика."
Соловьев С.Ю. Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности.
Сергей Сын-Юрия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев