Сам сюжет похоже был очень популярен на Руси.
Похожая сказка есть и в собрании знаменитого Афанасьева. Вот только у Пушкина - более архаичный вариант, как считают исследователи. Зачин «Сказки о царе Салтане» берет свое начало в древнейших пластах мифологии. Помните то самое: "три девицы под окном пряли поздно вечерком..."? Так вот, считается, что это - три богини, прядущие нити судьбы, творящие все во Вселенной. Три божественные пряхи, известные в скандинавской мифологии как норны, а в греческой как мойры! Божественные пряхи сидят на золотом престоле на бел-Латырь камне и в русских заговорах: "На том золотом престоле сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку» . Есть и такой вариант: «В этом великом океане-море есть каменная изба; в этой каменной избе сидят три сестры, самому Христу дочери.» Да и сама Матерь Божия в русских народных заговорах постоянно входит в некую необычайную триаду-тройку богинь.
В заговорах с этим мировым древом и священым Алатырь камнем как правило связана и Пресвятая Богородица. Причем именно на этот холм, под дуб приводит князь Гвидон свою мать – одну из трех дев-прях.Как пишет Светлана Жарникова - Судя по всему, перед нами тот самый древний дохристианский образ Богини-Матери, которая «по представлениям индоиранцев ассоциировалась с мировым деревом».Мягко говоря необычен и сын пряхи-царицы из сказки о Царе Салтане, ведь он растет - не по дням а по часам, что также выдает его не человеческую божественную сущность. Да и то, что ребенка отправляют по воде - тоже встречается в самых разных религиях.
Гвидон широко известен и в эпосе. Популрянешее на Руси сказание о Бове-королевиче повествует о добром короле Гвидоне, которого в междоусобице умертвил коварный король Додон. Похоже Пушкин услышал его от своей няни Арины Родиновны. Этот Гвидон правил «в великом государстве, в славном городе Антоне». Поздние пересказчики уже не помнили древнего названия Аркона и подменили его более близким и понятным – Антон. Важно, что упоминания об Арконе-Антоне в сказании о Бове-королевиче отнюдь не фрагментарны, как обычно бывает в сказках (мол, дело было в таком-то царстве, о котором больше ничего не сообщается). Антон – это стольный город королевства, вокруг которого кипит борьба за власть. Бова мстит убийце своего отца Додону и возвращает себе королевский престол. К печальному образу Додона Пушкин позже обратился в «Сказке о Золотом Петушке». Саксон Грамматик пересказывал предание о Бове, который был сыном русской королевы и правил на Балтике.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
всё в кучу собрал! Откель в Ведической Руся взялся Христос со своей матерью богородицей?! Автор даже не удосужился прочесть сведения о Русъких Богах ! Богиня Судьбы - пряха Макошь со своими дочерьми Долей и Недолей! Лада Богородица- Матерь Богам Родным!