В X веке, к моменту принятия христианства, восточные славяне были знакомы с десятичным исчислением от 1 до 10000 и с дробями. Христианской церкви требовались точные вычисления для определения значимых религиозных дат, поэтому именно в церковных стенах проводились исследования чисел.
Новгородский монах Кирик (начало XII века) углубил математические знания и довёл исчисления до дроби 1/78125. Знания чисел к этому времени распространились до 10 000 000. Для нумерации использовались сначала греческие буквы и знаки, а затем славянские.
Прямых сведений о познании древнерусскими людьми законов геометрии найти не удалось, но доказательством их прочных навыков в этой области является сооружение храмов со сложными конструкциями, где зодчим, несомненно, требовались знания по геометрии. В сказании о Печерском монастыре (XI век) повествовалось о том, что на начальном этапе строительства зодчими вычерчивались геометрические очертания будущего храма и проводились геометрические согласования величин.
Установлено, что основой для геометрических построений при сооружении храмов являлся подкупольный квадрат. Старинные мастера знали и правило «золотого сечения» – гармоничных пропорций соотношения величин. Примером может служить Успенская Елецкая церковь в Чернигове (XII век), где длина храма относится к ширине как 1,616, ширина храма к высоте купола как 1,614, высота купола к ширине среднего нефа как 1,616)
Соразмерные геометрические фигуры (окружности, квадраты, прямые углы) использовались мастерами по фрескам, мозаикам и иконописи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
© Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Башкиры. 1891 год.
«Образование у башкир чрезвычайно распространено, что заслуживает особенного внимания, если вспомнить бедственное экономическое положение этого народа. Разоренные, почти полудикие, башкиры оказываются грамотнее многих русских мужиков, так как большинство из них умеет читать и писать. Этим они обязаны мусульманскому духовенству, которое чрезвычайно ревностно относится к своему делу: нет мечети, где бы муллы не учили не только детей, но и взрослых. А мечетей у них оказывается гораздо более, нежели у православных церквей. Например, в 11 губерниях Казанского учебного округа в 70-х годах один православный храм приходился на 1995 православных, тогда как одна мечеть - на 633 мусульманина. Кроме того, при наших церквах школа составляла до нового времени редкость, а у магометан она не только существует при каждой мечети, но, сверх того, множество школ устроено и отдельно от них...»
Башкиры были гря
...Ещё© Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Башкиры. 1891 год.
«Образование у башкир чрезвычайно распространено, что заслуживает особенного внимания, если вспомнить бедственное экономическое положение этого народа. Разоренные, почти полудикие, башкиры оказываются грамотнее многих русских мужиков, так как большинство из них умеет читать и писать. Этим они обязаны мусульманскому духовенству, которое чрезвычайно ревностно относится к своему делу: нет мечети, где бы муллы не учили не только детей, но и взрослых. А мечетей у них оказывается гораздо более, нежели у православных церквей. Например, в 11 губерниях Казанского учебного округа в 70-х годах один православный храм приходился на 1995 православных, тогда как одна мечеть - на 633 мусульманина. Кроме того, при наших церквах школа составляла до нового времени редкость, а у магометан она не только существует при каждой мечети, но, сверх того, множество школ устроено и отдельно от них...»
Башкиры были грязные ,бедные и неграмотные , Но БОХ послал им Ивана Дурака, который и научил башкир чистоте , письменности и грамоте , а чуть не забыл и ССАТЬ СТОЯ ,
Башкиры. Образование и мусульманское духовенство.
«Нет ни одного башкира, который был бы неграмотен. В этом они опередили русских, у которых, как известно, считается 75% неграмотных. Но теперь башкиры устраивают у себя настоящие школы, в которых обучают детей не только исламу и грамоте, но и русскому языку. Для этого есть в Уфе специальная семинария, выпускающая учителей-магометан. С одним из таких учителей я близко познакомился. Он знал арабский, татарский, башкирский и русский языки и обучение в школе вёл по новейшим методам...
В бедных деревнях, где нет школ, грамоте обучают муллы. Они пользуются большим уважением и почётом от населения. Обыкновенно деревенское духовенство состоит из муллы, муэдзина и ахуна или имама, церковного старосты. Жалованье им платит население. Назначаются они советом духовенства, состоящим при муфтии в Уфе, и с назначением получают право носить чалму. Впрочем, каждый мусульманин, побывавший в Мекке, имеет право носить чалму и
...ЕщёБашкиры. Образование и мусульманское духовенство.
«Нет ни одного башкира, который был бы неграмотен. В этом они опередили русских, у которых, как известно, считается 75% неграмотных. Но теперь башкиры устраивают у себя настоящие школы, в которых обучают детей не только исламу и грамоте, но и русскому языку. Для этого есть в Уфе специальная семинария, выпускающая учителей-магометан. С одним из таких учителей я близко познакомился. Он знал арабский, татарский, башкирский и русский языки и обучение в школе вёл по новейшим методам...
В бедных деревнях, где нет школ, грамоте обучают муллы. Они пользуются большим уважением и почётом от населения. Обыкновенно деревенское духовенство состоит из муллы, муэдзина и ахуна или имама, церковного старосты. Жалованье им платит население. Назначаются они советом духовенства, состоящим при муфтии в Уфе, и с назначением получают право носить чалму. Впрочем, каждый мусульманин, побывавший в Мекке, имеет право носить чалму и называться хаджи. Таких хаджи среди богатых башкир довольно много...
С муллой приятно поговорить: у многих из них настоящая философская складка ума. Держатся они с достоинством, но пришлому гостю оказывают скрытое уважение и радушие. Один мулла пригласил меня в гости. Когда я пришёл, у него уже было двое гостей, местных жителей. Все уселись за трапезу. На полу, на ковре поставили самовар, посуду и закуску, а кругом, поджав под себя ноги, уселись гости и хозяин. Поджал под себя ноги и я, чтобы не нарушать обычая. Хозяин был очень радушен. Закуска состояла из мёда, молока, масла, яичницы и каких-то лепёшек. Я был сыт и от еды отказался; но оказалось, что не есть в гостях – это значит кровно обидеть гостеприимного хозяина, и волей-неволей пришлось через силу съесть тарелку яичницы. В окна светило солнце, и вся комната казалась такой нарядной и чистой, что, как говорится, некуда было и плюнуть. Если такое чистое жильё имел в виду Магомет, предписывая чистоту и опрятность, то можно было сказать, что здесь царствует сам Коран...»
© М. А. Круковский. Южный Урал. 1909 год.