Предшественником ПЛАТКА на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.
Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.
На примере традиций ношения головных уборов Севера Руси (сорок, кокошников, подвойников) можно увидеть различные манеры ношения и завязывания платков.
Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений.
Промышленное производство набивных и узорных платков на Руси началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.
Наш текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к нашим платкам и шалям. Шали и платки «павлопосадские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.
Настоящим достоянием культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились в конце 17 века, а в 19-ом о них знала вся Европа.
Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургский пуховый платок – это целая история культуры, обрядов и традиций.
Замужняя женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Со временем он утратил функцию «индикатора» социального или возрастного статуса. Его стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев