1. Мороз по жести
Жестяные шкатулки с нежным «морозным» мерцающим узором – уникальное ремесло из города Великий Устюг Вологодской области. Рисунок наносится на тонкий лист жести методом химической обработки, а затем шкатулка декорируется железными накладками. Это ремесло существовало с 18 века и практически до конца 20 века. Устюжские мастера возили свои коробочки на ярмарки и продавали их восточным купцам. Однако технология «мороз на жести» сейчас утеряна. Последним мастером был Борис Холмогоров, который в 1970-1980-х годах сам разгадал секрет ремесла и наладил производство шкатулок на местной фабрике. Его «морозные ящики» приобрели музеи Москвы, Вологды, Суздаля и Великого Устюга. К сожалению, у него не было учеников.
2. Вологодское кружево
Вологда славится своим коклюшным кружевом. Кажется, мастера могут сделать из тонких ниток любой узор: от классических цветов до сказочных персонажей. Это ремесло существует как минимум с начала XIX века и вологодское кружево всегда считалось очень ценным. Свой долг перед Западом за поставки оружия по программе ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны Советский Союз оплачивал даже не только золотом и бриллиантами, но и вологодскими кружевами.
Кстати, в советские годы местная кружевница шила кружевные скатерти и палантины с изображениями мавзолея Ленина, серпа и молота.
И, слава Богам, вологодское кружево плетут и сегодня! Увидеть самые интересные антикварные произведения можно в «Музее кружева» в центре города. Также есть занятия для тех, кто хочет научиться работать с коклюшками.
3. Холмогорская резная кость
В XVIII-XIX веках на ярмарках были широко распространены северные сувениры - преимущественно резные бивни моржа или мамонта, изготовленные в Холмогорах (Архангельская область). На них изображались сцены из жизни, портреты, животные, природа. Это было очень трудоемкое и, следовательно, дорогое искусство. В отличие от многих других народных промыслов, резьба по кости не только не была утрачена, но даже активно поддерживалась на государственном уровне. В 1930-е годы существовал даже государственный завод по художественной резьбе по кости.
4. Резьба по бересте
Резьба по кости была очень модной, но очень дорогой. Так, резчики Великого Устюга придумали недорогой аналог – резьбу по бересте. На Севере из бересты изготавливали многие предметы домашнего обихода, в том числе футляры, мотки и даже веревки . А в районе Великого Устюга возник самый известный берестяной промысел - Шемогодская резьба (по названию региона - Шемогодская).
Деревянное кружево также изображает разные сцены из жизни и сказочные мотивы, но стоит гораздо дешевле костяных вариантов. Современные мастера сохранили ремесло и продолжают производить изделия ручной работы на фабрике в Великом Устюге.
5. Каргопольская игрушка
Родиной расписной глиняной игрушки является старинный русский город Каргополь в Архангельской области. Все дело в местной красной глине. На протяжении веков из нее мастера изготавливали посуду, которую продавали на ярмарках, а из остатков глины делали забавные фигурки людей и животных. После запекания в печи фигурки помещаются в специальный раствор на основе муки, который оставляет кружевной узор, благодаря чему эти игрушки похожи на изделия каменного века. Они до сих пор производятся в Каргополе и являются очень популярным сувениром.
6. Северная чернь
Техника чернения серебра известна в России с X века, но только в XVII веке она оформилась как промысел в Великом Устюге. Форма рисунка сначала вытравливается на серебре, а затем на канавки наносится сплав серебра, свинца, меди и других металлов. При нагревании сплав соединяется с серебром, затем излишки соскабливаются, оставляя узор. Именно в Великом Устюге мастера изобрели рецепт особо прочной черни, а подносы и табакерки XVIII-XIX веков сохранились в прекрасном состоянии до наших дней. Современные мастера изготавливают вручную посуду, украшения, изделия из серебра и сувениры.
7. Великоустюгская филигрань
Мастера по серебру – настоящее богатство Великого Устюга. Только представьте: из ультратонких серебряных проволок они делали настоящее кружево, украшая им всевозможные предметы. В этой технике до сих пор изготавливают сувенирные подносы, стаканы и даже самовары.
8. Мезенская роспись
Черно-рыжие кони украшали различную домашнюю утварь жителей Мезени (Архангельская область). Черная краска получалась из древесного угля, красная – из глины, а желтоватый фон стал желтоватым благодаря… зеленым оливкам! Сохранились также разделочные доски, бочки и прялки. Историки искусства любят обращать внимание на характер рисунков, часто находя в них языческие мотивы. Художники обычно изображают фигуры лошадей, птиц, оленей, земли и неба. Мезенская роспись как ремесло впервые зафиксирована в XIX веке и сохранилась до наших дней.
9. Борецкая роспись
Этот вид художественной росписи по дереву появился в другом населенном пункте Архангельской области, селе Борок (название происходит от имени Марфы Борецкой, владелицы тех земель). Он основан на красных, желтых и зеленых цветах, растениях и животных и должен символизировать поток жизни. Борецкая роспись сохранилась до наших дней и практикуется отдельными мастерами Архангельской области.
10. Пермогорская роспись
В окрестностях Борка Пермогорского края зародился еще один вид росписи. По большей части местные мастера изображали обычные сцены крестьянской жизни: девушки, вышивающие свое приданое, катание на санях и так далее. Но среди них были также птицы и цветочные узоры. Чаще всего в этой технике расписывали веретена и сундуки. Сегодня пермогорская роспись продолжает пополняться местными сувенирами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев