Структурировали справочник по национальным целям – традиционные ценности, патриотизм, просвещение, волонтерство, качество услуг, туризм. Для контроля отчетности разработали сводный чек-лист задач по отделам, который поможет избежать обвинения в нецелевых расходах.
Точный перечень традиционных ценностейФормулировки, чтобы изменить документацию по указам ПрезидентаКомплект локальных и отчетных документов
Правительство намерено финансировать деятельность организаций культуры только на базе традиционных ценностей. Такую задачу поставили в новой стратегии культурной госполитики до 2030 года. Поэтому выделили семь процессов, в которые руководитель учреждения должен внести изменения. Привели показатели, которые уже сейчас требуют выполнять чиновники в регионах.
Традиционные ценности
70 процентов культурных мероприятий и проектов за госсчет должны продвигать и защищать традиционные российские духовно-нравственные ценности. Это установлено подпунктом «ж» пункта 3 Указа Президента о национальных целях. Чтобы учреждение не обвинили в нецелевых расходах, внесите в документацию по проектам формулировки о соответствии традиционным ценностям. Предлагаем действовать по алгоритму.
1. Назначить ответственного за проверку документации
Приказом назначьте ответственного сотрудника, который будет проверять документацию по всем проектам на соответствие традиционным ценностям. Используйте образец приказа. Также можете внести изменения в должностную инструкцию сотрудника.
Как сформулировать условие о работе с традиционными ценностями в должностной инструкции культорганизатора
«Культорганизатор должен знать:
• Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента от 09.11.2022 № 809).
Культорганизатор исполняет следующие обязанности:
• Проверяет документацию по проектам и мероприятиям, которые финансируют из средств субсидии на государственное (муниципальное) задание, на соответствие Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента от 09.11.2022 № 809)»..
2. Добавить в приказы, отчеты и договоры формулировку о соответствии ценностям
Нужно скорректировать документацию, чтобы подтвердить, что прошедшие и начатые мероприятия соответствуют традиционным российским ценностям. Точный список этих ценностей вы найдете в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента от 09.11.2022 № 809).
Для вашего удобства мы сгруппировали ценности по направлениям и составили из них короткий перечень. Перешлите этот перечень ответственному за проверку документации.
Молодежный патриотизм
75 процентов молодежи должны участвовать в проектах и программах патриотического воспитания (подп. «в» п. 3 Указа Президента о национальных целях). Чтобы запросить допфинансирование на будущий год, учреждению надо доказать высокий охват молодежи в текущем году и поднять ее долю в патриотических проектах еще выше. Действуйте по алгоритму.
1. Назначить ответственного за патриотическое воспитание
Оформите поручения по организации патриотического воспитания в виде приказа. В нем укажите одного или нескольких ответственных – возьмите образец. В приказе перечислите конкретные действия, которые должен совершать сотрудник в области патриотического воспитания.
Удобнее выделить на каждое направление патриотического воспитания конкретного сотрудника. Например, госсимволика, военно-патриотическое, этнокультурное. Посмотрите в примере, как назначить ответственного за мероприятия, посвященные госсимволике.
2. Скорректировать текущий план мероприятий до конца года
Выделите мероприятия патриотического воспитания в отдельный раздел годового плана мероприятий. Опишите в нем формы работы по патриотическому направлению с аудиторией молодежного возраста. Это 14-35 лет включительно (п. 2. ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»). Скачайте образец плана мероприятий с нужным подразделом.
3. Посчитать долю молодежи, которая посещает патриотические мероприятия
Чтобы оценить, сколько патриотических мероприятий для молодежи провести до конца 2024 года, вы сначала должны узнать, сколько всего к вам уже пришло людей нужного возраста в первом полугодии.
Если не ведете учет детей и молодежи отдельно от взрослых, суммируйте такие показатели:
• посетители патриотических мероприятий для старших школьников и студентов, которые приходят без родителей;
• ученики клубных формирований, которые попадают в возраст 14-22 и 23-35;
• школьники и студенты, которые пришли на мероприятия и экскурсии по договоренности с образовательными учреждениями.
Также попросите подчиненных оценить число молодежи на патриотических мероприятиях через регистрационные анкеты, опросы, по фото- и видеоотчетам.
4. Запросить допфинансирование на патриотические мероприятия для молодежи
После того как посчитали приблизительное количество посетителей категории «молодежь» за полугодие по патриотическим мероприятиям, сравните его с демографическими данными по району, городу или региону. Вам нужна цифра для сравнения, на основе которой вы будете запрашивать допфинансирование у учредителя и грантодателей. Ее можно получить разными способами.
Данные возьмите на сайте Росстата, в региональных аналитических организациях или в статистических дайджестах. Посмотрите, как это сделать, на примере, где библиотеке удалось точно оценить только число школьников, которые посетили патриотические мероприятия.
5. Увеличить охват молодежи через Пушкинскую карту
Мероприятия, которые прошли модерацию по программе «Пушкинская карта», уже имеют патриотический компонент и нацелены на аудиторию нужного возраста. Если работаете по программе – расширьте число мероприятий. Для этого выберите подходящий формат из справочника тех, которые прошли модерацию.
Если еще не начали использовать Пушкинскую карту – перешлите подчиненным алгоритм ее запуска в 2024 году.
Исполнитель: творческий отдел отвечает за содержательную часть.
Соисполнители: администрация, отдел планирования отвечает за планирование, отдел делопроизводства – за подготовку локальных актов.
Культурные волонтеры
45 процентов молодежи необходимо вовлечь в добровольческую и общественную деятельность (подп. «д». п. 3 Указа Президента о национальных целях). Чтобы поднять число молодых волонтеров в учреждении до конца 2024 года, действуйте по алгоритму.
1. Назначить ответственного за волонтеров
Утвердите решение о начале работы с волонтерами приказом. В нем назначьте ответственного – координатора. Он нужен учреждению вне зависимости от того, какой объем задач и по какой модели решено переложить на волонтеров.
Координатором может быть штатный сотрудник учреждения культуры или активист из числа самих добровольцев. Если учреждение сотрудничает с волонтерской организацией, координатором может быть сотрудник этой организации.
2. Оценить потребность в волонтерах
Чтобы оценить свою потребность в волонтерах, выпишите направления и идеи, на которые вам не хватает людей и бюджета. Затем превратите их в конкретные цели на период времени – полгода, год, три года. К каждой цели составьте задачи, которые волонтер вместе с учреждением культуры может решить для ее достижения.
Учитывайте требование национальной цели, что добровольцами должны быть молодые люди в возрасте 14-35 лет. Посмотрите пример целей и задач для КДУ.
3. Выбрать модель взаимодействия с волонтерами
После того как описали конкретные цели и задачи, выберите модель взаимодействия с волонтерами, удобную вашему учреждению. Выбор зависит от объема задач, которые учреждение намерено переложить на волонтеров.
• Решение стратегических задач. Учреждению нужна волонтерская организация на собственной базе. Эта модель работает, если руководство решило применить долгосрочную стратегию взаимодействия и встроить волонтеров во все направления работы учреждения. Вам понадобится положение о волонтерской деятельности.
• Помощь в получении грантов. Если решили использовать волонтерский труд в качестве софинансирования в грантовых проектах – зарегистрируйте НКО для работы с добровольцами. Вот инструкция, как это сделать.
• Оперативная помощь при нехватке бюджета. Если учреждение настроено решить небольшие практические вопросы и закрыть нехватку бюджета, установите сотрудничество с волонтерскими центрами. Вам понадобится справочник профильных вузов.
• Тренировка кадров. Если учреждение хочет обучать добровольцев, чтобы в будущем трудоустроить их к себе, сотрудничайте с учебными заведениями. Вам понадобится справочник студенческих организаций и профильных вузов.
Подробнее, как взаимодействовать с волонтерами, читайте в рекомендации.
4. Подготовить комплект документов и приглашение для волонтеров
Чтобы оформить работу с волонтерами, разработайте положение и утвердите его. Используйте методичку и комплект документов, чтобы пригласить волонтеров в учреждение, подписать с ними договоры и соглашения по персданным, а также обучить. Сможете подтвердить число волонтеров нужного возраста с помощью договоров и учетных карточек добровольца.
Исполнитель: администрация отвечает за управленческие решения
Соисполнители: творческий отдел, отдел маркетинга, отдел кадров и отдел делопроизводства – за подготовку данных по необходимости в волонтерах, разработку локальных актов.
Удовлетворенность работой учреждения
Президент поручил повысить к 2030 году удовлетворенность граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества (подп. «и» п. 3. Указа Президента о национальных целях). Конкретного показателя не установили. Удобнее всего доказывать такую удовлетворенность через систему НОК. Чтобы поднять баллы НОК к следующей оценке, начинайте заранее и действуйте по алгоритму.
1. Провести внеплановое анкетирование потребителей по методике НОК
Разместите на сайте постоянную анкету для опроса пользователей. Используйте интегрированную анкету. Она понадобится для работы с показателями, которые оценивают клиенты, и позволит выявить проблемные места. Также разместите бланки анкеты в самом учреждении – у администратора или кассира. Проводите анкетирование не реже, чем раз в полгода.
В анкете должны быть вопросы:
• про открытость и доступность учреждения культуры;
• комфортность условий;
• доступность услуг для инвалидов;
• доброжелательность и вежливость сотрудников;
• качество условий оказания услуг.
Подробно о том, как провести анкетирование методом НОК, читайте в отдельной рекомендации.
2. Скорректировать план повышения удовлетворенности услугами учреждения
По результатам внепланового опроса по методике НОК поручите составить перечень недостатков, на которые указали посетители, и предложения по их устранению. Распределите их по ответственным сотрудникам.
Квалификация кадров
100 процентов работников культуры должны пройти переподготовку к 2030 году. Об этом на «правительственном часе» 14 мая 2024 года сказала министр культуры Ольга Любимова со ссылкой на Указ Президента о национальных целях (подп. «и»–»л» п. 3). Чтобы выполнить поручение Президента и Минкультуры, действуйте по алгоритму.
1. Проверить локальные акты со сроком повышения квалификации
Поручите отделу кадров проверить, закреплено ли в локальных актах учреждения требование о повышении квалификации сотрудников. Руководитель учреждения самостоятельно определяет периодичность повышения квалификации подчиненных. Исключение – педагоги, их отправляют на курсы повышения квалификации не реже, чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если в коллективном и трудовых договорах нет периодичности повышения квалификации, установите ее самостоятельно в допсоглашениях к ним. Например не реже одного раза в пять лет, в три года.
2. Составить план-график для сотрудников, которых необходимо отправить на повышение квалификации
Поручите отделу кадров составить перечень профессий и специальностей, по которым будете проводить повышение квалификации. Например, таких, где работники не повышали квалификацию в последние три года.
Перечень принимайте с учетом мнения профсоюза организации (ч. 3 ст. 196 ТК). На практике его оформляют в виде плана-графика повышения квалификации сотрудников.
2. Заключить договор о повышении квалификации с образовательной организацией
Поручите подписать договор о повышении квалификации сотрудников с образовательной организацией (п. 12 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499). Издайте приказ о направлении сотрудника на курсы повышения квалификации (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Совет
Учитесь сами и обучайте сотрудников на курсах Школы менеджера культуры.
По итогам прохождения каждой программы получите удостоверение установленного образца о повышении квалификации.
Исполнитель: отдел кадров составляет списки сотрудников, готовит изменения в трудовые и коллективные договоры.
Соисполнители: отдел делопроизводства готовит проекты локальных актов, бухгалтерия и отдел госзакупок составляют договор с образовательной организацией.
Туризм
В 3 раза Президент поручил увеличить экспорт туристических услуг по сравнению с уровнем 2023 года (подп. «т» п. 5 Указа Президента о национальных целях). Также выделят деньги на экологические туристические маршруты (подп. «д» п.12 поручения Президента РФ от 30.03.2024 № Пр-616 по реализации Послания Федеральному Собранию). Чтобы получить допфинансирование, действуйте по алгоритму.
1. Запросить перечень туристических, краеведческих и экологических маршрутов
Поручите отделу маркетинга написать письмо в свободной форме в региональное ведомство, которое отвечает за туризм. Например, в Москве это Комитет по туризму, в Башкортостане – Министерство предпринимательства и туризма, в Нижегородской области – Министерство туризма и промыслов.
В письме запросите перечень региональных туристических, краеведческих и экологических маршрутов с господдержкой. Он понадобится, чтобы учреждение подготовило свои предложения будущим партнерам. Дополнительно служба маркетинга ищет информацию в сети о коммерческом туризме и турмаршрутах в регионе.
2. Подготовить предложения о партнерстве
Проведите планерку, когда служба маркетинга получит необходимую информацию от чиновников и из интернета. Пригласите на нее творческий отдел, методистов, администраторов. Обсудите, что уникального ваше учреждение может предложить туристам – из других регионов, а также иностранным. Поручите записать в протокол идеи, которые сотрудники выдвинули на планерке.
Поручите отделу маркетинга составить на основании протокола планерки уникальное торговое предложение вашего учреждения. Как это сделать – подробно рассказали в отдельной рекомендации. Там же – таблица готовых формул для торгового туристического предложения, спецподборка реализованных идей и инструкция, как определить свою целевую аудиторию и потенциальных партнеров.
Отдел маркетинга должен разослать электронные письма с уникальным торговым предложением вашего учреждения чиновникам, туристическим и культурным организациям и промпредприятиям региона. Подробнее о том, как запустить с партнерами продвижение и привлечь туристов на турмаршруты – в рекомендации.
Исполнитель: отдел маркетинга готовит письма к чиновникам и уникальное торговое предложение.
Соисполнители: творческий отдел и другие отделы подают идеи.
© Материал из Справочной системы «Культура» https://1cult.ru Дата копирования: 17.01.2025
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев