Вообще якутско-аянский тракт с навьюченными лошадьми и оленями известен с первой половины XIX века. Он был удобней, чем якутско-охотский тракт, по которому доставлялись почта, порох, снаряжение с середины XVII века, когда русские люди вышли к Тихому океану, приступив к освоению Камчатки, Чукотки, а также американского континента.
В 1999 году Михаил Николаев и Виктор Ишаев подписали документ, который предусматривал совместные усилия республики Саха (Якутия) и Хабаровского края для воссоздания транспортного коридора на новом историческом этапе. Тогда артель старателей «Амур» включила в транспортную схему автозимник от якутского села Белькачи до Аяна, обустроив пункты заправки ГСМ, обогрева, питания.
— Чтобы транспортный коридор Якутск-Аян заработал в круглогодичном режиме, необходимо проложить порядка ста километров грунтовки. Это мизер по сравнению с теми перспективами, которые открываются не только перед Якутией, но и перед Хабаровским краем, — сказал Геннадий Маркелов, кандидат технических наук из ТОГУ. — Мы обретаем портовые мощности, рабочие места, не говоря о том, что содержание трассы — это тоже вложения и занятость.
Документ, подписанный в 2016 году Егором Борисовым и Вячеславом Шпортом, не стал действенным инструментом для достижения цели, хотя правительство республики анонсировало проекты, ориентированные на экспорт лесоматериалов, цинкового и свинцового концентрата через Аян.
— Наша пассивность раздражает соседей, — не скрывал в кулуарах Геннадий Маркелов. — Якутские коллеги ставят вопрос о передаче Охотского и Аяно-Майского районов в состав республики, и это, по их убеждению, позволит кратно увеличить экспорт, существенно пополнить бюджет. Амурские коллеги убеждены, что включение в состав области Тугуро-Чумиканского района, где в советское время планировалось строительство приливной электростанции, приблизит реализацию уникального проекта, поскольку «Русгидро», ведущая энергокомпания страны, не только эксплуатирует Зейскую и Бурейскую ГЭС, но и приступило к возведению каскада гидроэлектростанций.
Напомним, что что перекраивать регионы не позволяет законодательство. Хотя поиск оптимальных моделей экономического развития продолжается, и утвердившиеся в советское время схемы не всегда этому благоприятствуют.
Комментарии 1