Даже на уроках истории города (практически обязательном предмете в петербургских школах) рассказывают, что Невский проспект (Першпективу) сразу же задумали, как прямую дорогу от одного берега Невы до другого. Но вышел конфуз. Дело в том, что-то ли монахи Александро-Невской лавры, то ли пленные шведы ошиблись в расчетах, и в итоге Невский проспект не получился. Так как Петр Первый считал, что шведы хоть и пленные, но европейцы, а от того любую задачу выполняют ответственно, он повелел высечь монахов.
Пусть легенда и красивая, но она не соответствует действительности. Дело в том, что до 1738 года единого Невского проспекта между берегами Невы не существовало. Было две разных магистрали, созданных совершенно для разных целей. Невская першпектива связала Новгородский тракт (нынешний Лиговский проспект) со строящимся Александро-Невским монастырем, вокруг этой дороги в скором времени стали селиться монахи и рабочие.
Что интересно, теперь эту часть проспекта называют Староневским. А вот обычный Невский изначально вовсе назывался по-другому, Большой Першпективой. Ее проложили для того, чтобы связать Новгородский тракт с районом Адмиралтейства и Морского рынка.
При этом Большая Першпектива даже не была главной дорогой в Петербурге. Петр Первый хотел центром города сделать Васильевский остров, именно для этого прорывая каналы (будущие линии). Главной магистралью — вот уж воистину «большой першпективой» — должен был стать Большой проспект.
Потом дорогу все-таки начали благоустраивать. Вдоль нее высадили несколько рядов берез, построили мосты через Кривушу (будущий канал Грибоедова), Мойку (первую границу города) и Фонтанку (новую границу города) и сделали въезд платным (верхом 3 копейки, на телеге 5 копеек, в карете от 10 до 40 копеек).
Единым Невский проспект сделали только в 1738 году, когда дорогу стали благоустраивать при Анне Иоанновне. Так что кривым Невский стал не из-за ошибки строителей или чьего-то злого умысла.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев