ПРЕДАНИЯ деревни ЕРЕМЕЕВО (фольклор Верхней Печоры)
Вокруг нас бесчисленно множество материальных и духовных ценностей, на которые мы порой не обращаем должного внимания. Их знания могут быть бесценны для подрастающего поколения и они могут помочь учащимся лучше узнать свою родину, понять духовный мир окружающих людей. К таким ценностям, безусловно, относится и местный фольклор. Почти в каждом поселке сохраняются свои легенды, предания, сказки, бывальщины, поговорки, анекдоты и т.д. Очень много различных рассказов и преданий о топонимических особенностях территории, о том, в честь кого называется луг, мост, ручей, урочище и т.д. Такой материал необходимо собирать и великую помощь в этом могут оказать учителя и дети. Как отмечал известный собиратель коми фольклора Ю.Г. Рочев “коми предания, легенды, мифы, былички тесно связаны с народной жизнью, его историей, и многообразно отражают особенности культуры, быта, занятий населения, сохраняя иногда реликты седой старины”.
К интереснейшим местам нашей республики относится территория верховий р. Печоры. Издавна здесь проживали в тесном соседстве и взаимодействии различные народы: вогулы (манси), русские, зыряне (коми). В фольклоре остались следы всех этих народов. В рассказах местного населения присутствуют и суеверия, оставшиеся с языческих племен, и необъяснимый страх перед природой. По таким рассказам мы можем видеть и новые тенденции в развитии местного фольклора. Верховье р. Печоры традиционно считалось оплотом староверческой веры. Писатель и этнограф Николай Петрович Белдыцкий в 1901 г. писал, что жители верховий Печоры (тогда эта территория входила в Тулпанскую волость Чердынского уезда Пермской губернии) являлись раскольниками поморской секты. И он отвечал : “Тулпанцы крайне суеверны. Они убеждены, что теперь настало царство антихристово и слуги его всюду расставляют “прелестные сети” на пагубы человекам. От дьявола избавиться никак нельзя, слуги его вездесущи: в лесу – леший, в бане – банный, в воде – водяной, в дому –домовой. Леший большой пакостник и наровит причинить охотникам как можно больше зла. То он их закружит в парме, и они собьются с дороги, то начнет выть нехорошим голосом, так что дрожь пронимает человека. То распугает всех рябчиков и белок, и бедный охотник придет домой с пустыми руками И не перечислить всех пакостей лешего: из “нечистых” – это самый зловредный. Банный тоже пакостничает. Беда “крестьянину”, если он пойдет мыться в третью очередь: задушит его банный и унесет душу в ад. Поэтому тулпанцы никогда не пойдут в баню в третью очередь и лучше остануться немытыми, чем подвергнутся такой опасности. Подлец в своем роде и водяной – топит людей и души их представляет антихристу. Всякие проделки выкидывает также и домовой”.
Конечно в таком “лукоморье” должно существовать громадное количество различных историй, преходящих от поколения к поколению жителей. Многие писатели и исследователи изучали фольклор Верхней Вычегды, это Ф. А. Арсеньев, Н. Е. Ончуков, Н. П. Белдыцкий, В. А. Варсанофьева и др. Это позволяет проследить, какие из историй стабильны во времени, какие меняются, какие образуются сейчас. К стабильным рассказам относятся рассказы о нечистой силе, о разбойниках, о безголовом человеке “Морт-юре” и др. Они встречаются в разных вариациях.
В качестве примера предлагаем записи нескольких преданий с Верхней Печоры. Эти истории рассказал студент географо-биологического факультета Мезенцев Антон Борисович из с. Еремеево Троицко-Печорского района в 1998 году.
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ.
Жили-были отец и четыре маленьких сына. Старшему было 7 лет, младшему – 3 года. Мать умерла сразу после того, как родила самого младшенького. Ожнажды приснился отцу плохой сон. Дело как раз перед субботой было. Ну отец и говорит детям: “Я в баню пойду. А вы меня ждите. Если через полчаса не приду, сходите проверьте, а то мне приснилось, как меня черти в бане убивают”. Истопили баньку, пошел отец париться, а дети-то маленькие, забыли про отца. Прошло полчаса, затем час, полтора. Старший опомнился и говорит: “Мы же про батю нашего забыли, пойдем быстренько проверим”. Прибежали в баньку, а там паленым пахнет. Смотрят, а там отец на каменке лежит, наполовину сгоревший. Забыли дети отца за игрой, а его черти на каменку стащили, он и умер.
Примечания: бывальщина об одном из наиболее распространенных героев фольклора “баннике”, который часто выступает в женской ипостаси. Известный исследователь Севера С. В. Максимов писал, что нечистый дух под именем банника “поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полоком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду он известен за недоброхота”. Если человек в бане угорит или запарится – это прямое следствие непочтения к баннику.
ПРО ОХОТНИКА И СМЕРТЬ.
Живет на Илыче охотник. Старый он уже. Так с ним за его долгую охотничью жизнь много случаев приключилось. Пришел однажды он после охоты к себе в избушку. Печку истопил, собаку накормил, поесть приготовил, поужинал и лег спать. Ночью холодно было, он все щели закрыл, дверь припер, печку так и оставил гореть. Лег он спать на пол, не может заснуть, поворачивался, поворачивался, и, наконец, заснул. И приснился ему сон, что пришла к нему большая толстая баба, села на него и стала душить. Отталкивал его мужик во сне, но ничего не мог поделать. Долго боролся он с бабой и сознание потерял.
Очнулся мужик от холода. Вначале не понял, что это он, ощупал себя, огляделся – лежит он оказывается на пороге избушки, дверь открыта, голова болит, дымом пахнет, и весь дым в избушку пошел, поэтому и задохнулся он ночью. Да видать дополз до двери, да и открыл ее, так и жив остался. А толстая баба – это смерть была, во сне приходила за ним, да ничего у нее не получилось.
ПРО РАЗБОЙ–ËЛЬ. (Разбойничий ручей)
Раньше по Илычу разбойники ходили. Был у них главарь, здоровый, умный и хитрый мужик. Грабили они людишек мелких, купцов богатых. Всех грабили, кто под руку попадался, детей с женщинами даже не жалели. Держалась та банда долго. Главарь-атаман сокровища собирал да на одном ручье закапывал, где-то в верховьях ручья. В устье того ручья и жили разбойники – отсюда и название Разбой-ëль или Разбойничий ручей. Места там и вправду разбойничьи, леса там пихтовые, темные и неприглядные. Разбойничала банда, разбойничала, да не стало разбойникам нравиться, что главарь сокровища прячет, им мало достается и восстали против него. Главарь большой был, сильный, отбился и побежал от них весь пораненный к сокровищам, наложил на него заклятье и умирать лег. Разбойники прибежали, стали у него допытывать, какое заклятье наложил. Но не сдался он, так и погиб под ножами. Пригорюнились бандюги. Вдруг в кустах зашуршало. Смотрят, а там мальчик от родителей отбился. Он бандитам под угрозой и рассказал такое заклятье. Мол, если спускаться по ручью задом наперед, то выйдет птица огромная, с глазами как блюдца, тогда надо сказать слова заветные и клад откроется. Решили бандиты это проверить, мальчика с собой забрали, убить, коль врет. Поднимались они задом наперед, их к тому времени только 3 осталось. Один впереди двух других шел. Выхватил сабельку и зарубил обоих со спины, чтоб одному сокровищами владеть. Взял ножик и к мальцу подходит. Мальчик ни жив, ни мертв от страха. Вот уже около горла ножик, как вдруг хлынуло что-то, и на разбойника елка упала и задавила. Так и повымерла банда. А мальчик на речку выбежал, там родители его и нашли. Рассказал он все отцу и матери, только они не поверили. Думали, что от страха мальчик все придумал. А лет 20 назад два мужика вдоль ручья того, чернику собирали. Поднимались они себе, поднимались, вдруг выбежала на них птица с огромными глазами, испугались мужики и убежали. Так значит не врет легенда, только слов заветных никто не знает. Да лучше не искать те сокровища, чужое богатство богатым не сделает, да и вовсе со света изжить могут.
Примечание: в фольклоре народов севера предания о разбойниках и о заговоренных кладах достаточно популярны, особенно для населения Верхней Вычегды. Еще в 1866 г. Ф. А. Арсеньев писал : ”Рассказывают, что главным притоном разбойников были реки Ылыдз (Ылыч – В.С.) и Малая Печора, где они без боязни совершали свои кровавые дела. И до сих пор две или три крутоберегие речки, впадающие в Ылыдз и в Печору, называются разбойничьими”. Тем интересное это предание, что позволяет говорить о стабильном сохранении темы в течении длительного времени.
СЛУЧАЙ НА САРЬЮ.
Поехали однажды мужики на Сарью рыбу ловить. С ними парнишка лет 14 был. Разложили привал, а парнишка пошел по лесу погулять. Вдоль Сарью тропинка шла, так по ней он и пошел. Идет себе, идет, гуляет, топориком помахивает. Так загулялся он, вдруг вечереть начало, повернул он обратно, идет- идет нету привала, тут и темнеть начало, пошел парнишка быстрее и вдруг вышел на полянку. Смотрит, а ему навстречу мужик какой-то идет. Обрадовался парень, думает, встречать его вышли. Подошел ближе, да нет, вроде не похоже. Подошел он к мужику впритык, смотрит, а это старик, борода зеленая до пояса, одежда из корья, ветхая, за плечами ружье старинное, на голове шляпа из бересты, на ногах лапти. Посмотрел мужик на парнишку, глаз огнем злым горит. Испугался парнишка, но виду не показал, зашагал дальше, а в спину чувствует взгляд сверлит. Так до поворота тропы и шел не оборачиваясь, а как за поворот зашел, так и припустил до привала. Прибежал, все подробно рассказал. Но посмеялись мужики над ним, не поверили, а сами со страхом на лес, вставший темной стеной, оглядывались.
Примечание: сюжет про встречу с лесным человеком встречается в рассказах достаточно часто – это рассказы про лешего, который может являться в разных ипостасях, в данном случае в “лесной одежде”, иногда в виде женщины, в виде человека “в зеленом” и т.д.
ПРО ЧЕЛОВЕКА В ЗЕЛЕНОМ.
Поехали однажды ребята в поход на Сарьюдин. Погуляли хорошо и утром разбрелись по деревне гулять, и вдруг один смотрит, идет человек в зеленое одетый. Прошел парень, обернулся, нету никого. Рассказал он другим, но ему никто не поверил. Всегда так, если сам не столкнешься с чем-либо, не поверишь.
РАССКАЗ МИШИ.
Поехал Миша с мамой косить сено в Сарьюдин, луг там у них находится. Приехали они, вещи выгрузили, костер развели. Чайку вскипятили, посидели, а времечко-то идет, его не остановишь, полегоньку оно и за полдень утекло. Решили работники отдохнуть, пообедать. Разложили костерчик, поставили. Надумал Миша пройтись перед обедом, поднялся он на пригорочек, прошел по лужку, обернулся и видит: идет женщина в белом с ребенком на руках. Испугался паренек, пригнулся, а когда прошла она, припустил к костру, а вслед ему хохот страшный раздался. Прибежал Миша к костру, а из-за кустов мама выбегает испуганная. Рассказала она, что видела женщину с ребенком, что хохот ей вслед раздался. Быстренько они собрались и прочь из этого проклятого места. А когда отплывали от берега да мотор заводили, вслед им снова хохот раздался. На следующий день приехали они с бригадой, сено докосили, вот только призраки никакие к ним не выходили.
ПРО СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СЛЕДОВ.
Спускался мужик на лыжах с верховьев Илыча. Устал он сильно за день. Решил в Сарьюдине переночевать, а утром дальше до Еремея идти, да и темнело уже. Подъезжал мужик на лыжах уже к Сарьюдину, смотрит, а на горке человек стоит. Посмотрел, повернулся и к ручью спустился. Ну, думает мужик, одному ночевать не придется, вдвоем веселее. Поднялся наверх, а там никаких следов нет. Испугался мужик, повернулся и побежал в Еремей по речному льду, всякую усталость забыл, быстро до Еремея дошел.
Примечание: в бывальщинах часто встречаются рассказы про встречи с лешим, не оставляющим следов. Можно услышать рассказы и про лесного человека, но он оставляет следы.
ПРО МУЖИКА И ДУХОВ ЛЕСА.
Однажды охотился мужик по Илычу. Обходил он свои угодья, силки проверял, птицу боровую добывал, куниц, соболей, белок. Думал он добраться до темноты до избушки. Уже смеркаться стало, пока до нее добрался. А избушка та стояла в месте каком-то нехорошем, все какие-то странные вещи окрест нее присходили. Пока то да сё, стемнело на улице. Мужик зашел в избушку, лег спать. Вдруг среди ночи (а дело зимой было) застучал кто-то сильно в дверь. Мужик испугался, спрашивает: “Кто там?” А снаружи страшный голос: “Открывай, а то убью!” А собаки заливаются в злобном лае. Мужик сидит на нарах ни жив, ни мертв. Не получилось у чудищ через дверь, так через трубу попробовали. Мужик сел перед иконой, стал молиться, стихло всё, и собак не слышно. Утром вышел мужик на улицу, а вокруг избушки все деревья повалены, земля изрыта и собаки лежат разорванные. Повеселилась, видать, хорошо в эту ночь нечистая сила. После этого случая эту избушку и место охотники стороной обходить начали.
ПРО МУЖИКА И ЗОЛОТО.
Однажды заплутал в лесу охотник, сроду не терялся в лесу, а вдруг в трех соснах заблудился. Шел-шел мужик, долго-ли, коротко-ли, дошел мужик до ручья какого-то. Смотрит, избушка старенькая, стены полусгнившие. Отворил мужик дверцу, зашел внутрь, а там какие-то мешки стоят, на стене лузан полуистлевший. Сел мужик на скамью, осмотрелся. Печка сбоку стоит. Дровишки около неё. Растопил мужик печку, чайку вскипятил. Отдохнул. Один мешок открыл, руку внутрь сунул, а там песок какой-то. Вынул руку и вправду между пальцами песок заструился. Посмеялся мужик, кому это в голову пришла мысль песок в мешок собирать, открыл другой мешок, там какие-то камни. Взял мужик один камешек – тяжелый, сунул в карман, вышел из избушки и вниз по ручью пошел. Уже темнело, поэтому решил он этот камешек дома при свете рассмотреть. Вышел мужик на реку, а там и до дома дошел. Пришел домой, посмотрел на камешек, а это самородок золотой. Решил утром на это место сходить, благо дорогу запомнил. Встал утром, поднялся по ручью, а никакой избушки нету уже. Ходил, искал, так ни с чем и ушел домой. Видать, бог его сам к богатству вел, а оно вишь, мужик-то простой был, к богатству чужому не жадный, а, может, не попал он на это место заново.
Примечание: Рассказы о золоте в верховьях Печоры, возможно, появились в связи с проведением здесь геологоразведочных работ с целью поиска золота в середине прошлого века. Возможно, о золоте рассказывали и с давних времен, когда местные народы поклонялись легендарной “Золотой бабе”.
РАССКАЗ ОХОТНИКА.
Рассказывал охотник такой случай. Охотился он в Сарьюдине. Пришел с охоты, зашел в дом, там от деревни один дом остался. Поужинал, лег спать. И вдруг дом в воздух поднялся, вся посуда попадала. Так за ночь раз пять наверное поднимался, видать, духи выгоняли охотника из дома, но потом угомонились и ничего больше не предпринимали. Сарьюдин вообще место какое-то странное. Происходят там вещи какие-то непонятные, то какой-то смех слышится, то привидения какие-то чудятся. Кладбище там есть заброшенное, пойдем, бывало, в лес за грибами и на могильные холмики наткнемся. Но самое странное – это ветер в любом месте дует, если кругом добрый такой, ласковый ветер, то над этим кладбищем ветер злой и холодный.
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Силин В. И. Краеведение и фольклор // Чужан кыв. – 2001. – №7. – С. 8-12.
Нет комментариев