ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНИХ КОМИ
В XI веке окончательно сформировалась общность древних коми.
Проблема этногенеза коми (происхождения) дискуссионна. Споры связаны с вопросом о преемственности ванвиздинской культуры и культуры перми вычегодской – древних коми. Памятники перми вычегодской в бассейне Вычегды и Лузы относятся к периоду начиная с ХI века. Согласно мнению, выдвинутому В. И. Канивцом и развитому Э. А. Савельевой, эта культура (называемая также вымской) сформировалась на основе древнекоми ванвиздинской культуры. Таким образом, пермяне вычегодские – не пришельцы, а местное население бассейна Вычегды. В подтверждение этой точки зрения приводятся данные о сходстве ванвиздинской и вымской культур в обряде трупоположения, в керамике, орудиях труда и украшениях, в хозяйственных занятиях (значительная роль охоты и рыболовства).
Эта точка зрения отрицает какие-либо значительные перемещения населения из Прикамья в Коми край и участие камских переселенцев в формировании пермян вычегодских. В то же время указывается на активное участие в сложении вымской культуры южного или юго-западного компонента (волжских финнов) и славянских групп.
Вторая точка зрения (В. И. Лыткин, Л. П. Лашук, Н. Д. Конаков и др.), напротив, предполагает ведущую роль переселенцев из Прикамья в формировании культуры Перми Вычегодской. Местное ванвиздинское население (не древнекоми, но родственное ему западно-финское), согласно этой версии, также сыграло свою роль в формировании коми народа. Определенное участие группы славяно-русского и волжско-финского населения в сложении пермян вычегодских также не отрицается.
Как представляется, истина должна быть где-то посредине между двумя этими воззрениями. Вероятно, в формировании древних коми участвовали как местное ванвиздинское население, так и переселенцы из Прикамья (причем обе эти группы были родственными между собой). Но их роль в сложении пермян в разных районах края была неодинакова. Возможно, на Выми и нижней Вычегде главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и, быть может, верхней Вычегде, наоборот, сильнее было влияние переселенцев из Прикамья.
По крайней мере, последние исследования археологов позволяют говорить о весьма тесных связях сысольцев с Прикамьем. В сложении прилузских коми (в Прилузье, кстати, до сих пор не найдено ванвиздинских археологических памятников) свою роль сыграли также группы прибалтийско-финского и волжско-финского населения.
Можно сказать, что «рождение» коми народа стало в известном смысле следствием климатических изменений. Ведь переселения из Прикамья на территорию современной Республики Коми начались, вероятно, в VIII в. н.э., когда потеплевший климат (малый климатический оптимум) сделал природные условия Севера более пригодными для живших южнее землепашцев и животноводов. Безусловно, эти переселения происходили не за относительно короткое время, скорее, это был длительный процесс, занявший не одно столетие, состоявший, вероятно, из нескольких этапов или миграционных волн.
Причем миграции шли, видимо, не на дальние расстояния, не сразу с Камы на Вычегду, а постепенно, с освоением промежуточных территорий. По мнению Л. Н. Жеребцова, сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы заселили берега Вятки (вероятно, в верхнем течении с притоками Моломой, Чепцой, Леткой и Коброй), освоили Сысолу и Лузу. Оттуда группы мигрантов, вероятно, выросшие численно, стали постепенно продвигаться на Вычегду с притоками Вымь, Вилядь, Вишера, добирались до рек Юг, Малая Северная Двина, де было и ванвиздинское население. В этих районах при взаимодействии переселенцев и местных постепенно формировались локальные группы древних коми. Археологи называют пять таких групп: сысольская, средневычегодская, нижневычегодская, вымская и удорская.
Этнограф Л. Н. Жеребцов полагал, что на Вашке древние коми появились несколько позже, чем в остальных перечисленных районах. Можно предположить, что особую локальную группу составляли и древние коми, жившие по берегам Лузы, Юга и, возможно, Летки и Моломы. Не случайно грамота 1485 г. указывает Летку и Молому в числе владений лузских пермян.
Источник публикации: Происхождение древних коми // Народ коми: краткие очерки этнической истории и культуры / Жеребцов И. Л. и др. – Сыктывкар : Кола, 2008. – С. 18-23.
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара. (ул. Ленина, 78 для группы "Интересные факты о Республике Коми")
Комментарии 21
Сыктывкар.