И не просто поэт, а один из величайших поэтов в истории русской словесности; поэт без приставки “рок-“ и без определения “поющий”; поэт, которого можно и нужно не только слушать, но и читать; поэт, создавший свой уникальный поэтический язык и свой неповторимый художественный мир. Язык этот состоит зачастую из нанизываемых друг на друга формул, которые на первый взгляд кажутся несвязанными между собой. Но это лишь на первый взгляд; когда же начинаешь вдумываться не только в сами эти формулы (не обязательно в те, что повторяются по ходу текста, но и в те, что употреблены в тексте однократно), а и в связи между ними, то понимаешь, насколько летовский поэтический мир структурирован, насколько он стройно и продуманно организован.
Учёные-стиховеды обратили внимание на то, что в поэзии Егора Летова есть все формы стиха, которые известны русскому стихосложению – факт удивительный сам по себе; факт, указывающий на то, что Летов не только прекрасно ориентировался в предшествующей поэтической традиции, но и мог эту традицию во всём её многообразии применять в своём творчестве, мог, переосмысливая её, создавать свой неповторимый художественный мир. А те формулы, из которых летовский мир состоит, нередко строятся как формулы оксюморонные, строятся на единстве противоположностей, на слиянии в одно неразрывное целое.
В результате и весь мир Егора Летова – это мир, в котором противоположности, не переставая быть собой, оставаясь так же противопоставлены друг другу, как противопоставлены они в реальном мире, в нашей действительности, органично сливаются в целостность.
Таков летовский мир, построенный на синтезе крайностей. Мир этот страшен, но при этом – эстетически прекрасен. А такой прекрасный страшный художественный мир способен сотворить только гений.
© Юрий Доманский — филолог, профессор РГГУ, главный редактор научного журнала «Русская рок-поэзия: текст и контекст», автор книги «Формульная поэтика Егора Летова»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2