"Богоматерь Владимирская". Начало XII века. Византия. Доска, яичная темпера. Первоначальный размер 78х55 см., размер с доделками 100х70 см.
Икона "Богоматерь Владимирская" - самый древний памятник из числа прославленных шедевров Третьяковской галереи. Время скрыло от нас точную дату её создания и имя автора ( согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство). Известно лишь, что в начале XII века, она перевезена из Константинополя в Киев. Это произведение древней византийской живописи очень скоро завоевало на Руси широчайшую известность, сделавшись даже предметом соперничества многих городов. Находясь сперва среди сокровищ Вышгорода, великокняжеской резиденции под Киевом, икона перекочевала затем во Владимир, всё более укреплявшийся главный город Северо-Восточной Руси. Её привез туда в 1155 году Андрей Боголюбский, ушедший от своего отца из Киева в родную Суздальскую землю. Вместе с иконой он как бы переносил на новое место былую славу "стольного града" Киева. Позднее, в XIV веке, с возвышением Москвы памятник водворился в Успенском соборе Московского Кремля. За прославленной иконой, связанной в памяти современников со многими событиями истории Владимира, упрочивается название "Владимирская". За время пребывания в Москве её популярность ещё более возрастает. В сознании русских людей того времени она стала символом славы уже централизованного Русского государства.
От древней живописи иконы сохранилось теперь немногое: лица Богоматери и младенца ( и это чудо ! ). В тихой печали прильнули друг к другу мать и младенец. Руки младенца Христа нежно обвили шею матери, к которой обращён его вопрошающий взгляд. Но она, погружённая в глубокую скорбь, кажется безучастной. Глаза Марии рождают ощущение особенной одухотворённости образа, приковывая к себе внимание. В её взгляде и нежность материнской скорби, и мучительная тревога за сына, и обращённая к людям укоризна. Кажется, что эти глаза вместили в себя всю меру страдания, накопленного долгим опытом человечества. Эта икона не имела себе равных ни в русском, ни в византийском искусстве.
Нет комментариев