Чем закончились попытки нацистов вывести сверхчеловека
Концепция расовой гигиены, введенная в идеологию нацистской Германии, основывалась на социальном дарвинизме, движении, берущем начало во второй половине XIX века. Но если расовая существовала именно при национал-социалистах, то социальная гигиена была известна в этой стране давно и пережила пик своей популярности еще во времена Веймарской республики. О том, как немецкая психиатрия мутировала и позволяла нацистам совершать свои преступления, рассказывают в своей работе, опубликованной в журнале International Journal of Mental Health, историки Томас Мюллер и Томас Беддис.
Немецкая евгеника существовала еще до нацистов, и последствия ее популярности, варварские преступления против психически больных в эпоху правления национал-социалистов, берут начало с событий, произошедших задолго до Второй мировой войны. Опубликованная в 1920 году брошюра Die Freigabe der Vernichtung lebensunwerten Lebens. Ihr Mass und ihre Form (что переводится как «Призыв к уничтожению ничтожной жизни: ее измерения и формы») за авторством психиатра Альфреда Гохе и юриста Карла Биндинга давала логическое обоснование для массового убийства психически больных граждан Третьего Рейха.
Атмосфера, в которой зародились такие идеи, была предопределена проигрышем Германии в Первой мировой войне в 1918 году и последующим ее коллапсом. Концепции смерти по желанию, эвтаназии и уничтожения «ничтожных жизней» возникли в середине XIX века, но были популяризованы именно после войны.
В рамках расовой гигиены предполагалось исторжение «слабых» и «чуждых» элементов из «тела нации» (Volkskörper). С точки зрения ее сторонников, без нее народ будет деградировать. Разумеется, принятие такой концепции выражалось в том, что здоровье индивидуума становилось менее значимым, чем здоровье нации в целом.
Она жила и получала продолжение. Психиатр Август Форель ратовал за полное изменение профессиональной медицинской этики в сторону социальной гигиены, поддерживая селективное размножение человека. Его ученик и последователь, Эйген Блейлер, также считал, что слабоумным нельзя позволять размножаться.
После Первой мировой
Каким же образом на все это повлияла Первая мировая? С одной стороны, в период с 1914 по 1918 годы в немецких психиатрических лечебницах от неадекватного лечения и ухода умерло примерно 70 тысяч пациентов — таким образом, смерть в таком заведении стала считаться чем-то нормальным. Ее даже оправдывали с точки зрения экономической эффективности. Мол, раз эти люди ничего не производят и являются ношей на теле нации, то их смерть является положительным фактором.
С другой стороны, огромное количество солдат, погибших на поле боя, считалось настоящей трагедией с точки зрения евгеники, ведь там умирали «наиболее продуктивные представители своего поколения», в то время как многие «бесполезные» или «психопатические элементы» оставались в живых. В этом контексте идеи, выраженные в труде Альфреда Гохе, становились особо актуальными.
Подобные публикации вызывали ожесточенные споры среди психиатров. Некоторые спешили откреститься от подобной концепции, некоторые выражали полную поддержку, а другие просто не воспринимали ее всерьез.
В то же время прошли реформы в отношении лечения психически больных и умственно неполноценных, ставшие результатом революционных событий 1918-1919 годов и сменой политической системы. В 1919 году баварский психиатр Густав Кольб предложил отправлять таких людей не в лечебницы, а оставлять на попечение их или приемных семей. Однако такая политика привела к тому, что в психбольнице составляли генеалогическое древо пациента, и отсутствие у него наследственных психических заболеваний становилось условием его передачи на руки родственников.
В конце 1920-х была проведена еще одна реформа, в рамках которой внедрялась так называемая «активная терапия», в ходе которой пациенты должны были быть постоянно чем-то заняты. Она показала свою эффективность — время, проведенное больными в психиатрической лечебнице, сокращалось, как и возможность рецидива.
Читать полностью - https://templar-code.com/analitika/history-wars/1211-psikhicheskaya-chistka-chem-zakonchilis-popytki-natsistov-vyvesti-sverkhcheloveka
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев