Глава 3. Религиозная жизнь и образование в селе Ольгинском с 1869 по 1912 гг.
Большую роль в жизни крестьян переселенцев играла религия. На рубеже 19-20 вв. значительное число населения Кубани и Ставрополья были христианами (более 90 %). Из общего числа христиан православных было более 96 %, старообрядцев 1,2 %, других христианских конфессий – 2,3 % (15).
До строительства «настоящей» церкви в селе была временная, о чем сообщает священник Максим Сапежко в 1877 году: «В вверенном мне благочинии состоит 12 церквей: из них 8 настоящие в станицах: Урупской, Бескорбной, Попутной, Отрадной, Спокойной, подгорной и Надежной и в селении Казьминском; и четыре временных в селениях: Ивановском, Ольгинском, Богословском и Успенском » (1).
Постоянная церковь построена в 1874 году, освящена 15 сентября 1875 года. "Зданием деревянная, на кирпично - жженном фундаменте. Колокольни при церкви нет, а она утв. на деревянных столба;, ветхая ограда… Из досок на деревянных столбах, ветхая… сторожка из саманных кирпичей, покрыта солома. Престол один – во имя Успения Богородицы" (21). "Земли при сей церкви пахотной и сенокосной отведено для пользования притча 60 дес., для хлебопашества удобна, расстоянием в 8 – ми верстах" (23).
Священнику предоставлялся "общественный дом о 4-х комн. С надворными постройками, с 1907 года общество отказалось производить в доме какой бы то ни было ремонт" (3). Церковь находилась в середине села на большой площади. Даже в советское время (прим. 13) "жители села еще долго это место называли площадью" (40).
В настоящий момент обнаружены две фотографии церкви и имеется ее описание в воспоминаниях Клавдии Федоровны Батрак (прим 14) . Первая фотография 1919 года – с колокольни церкви, дает представление о ее местонахождении. На второй фотографии видна только колокольня церкви. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ , говорят о том, что это изображение колокольни из села БОГОСЛОСВКОГО (ныне село Балахоновское).
Частым заблуждением местных исследователей последних лет была версия, что сельское кладбище находилось при церкви, так как при постройке домов в этом районе часто раскапывали человеческие кости. Сейчас известно, что во время голода 1933 года, умерших сельчане хоронили во дворах. По воспоминаниям очевидцев церковное кладбище находилось на окраине села «и было видно из её окон». Доказательством того, что кладбище находится в границах современного, являются найденные захоронения 1918 года.
Известный нам священников Успенской церкви был Андрей Емануилович Метаниев. Он был сыном доктора медицины, родился в Ставрополе, обучался в Тифлисской духовной семинарии, которую окончил в 1867 году (16). Последнее о нем упоминание встречается в 1899 году. Исполняющий дела псаломщика - Константин Петров Чаленков (в Ольгинском с 1878 г.). Прасфорня – женя умершего дьякона Екатерина Тимофеевна Рябчикова (7, л 800, об). "На содержание причта получается от общества прихожан на одного священника и одного псаломщика 500 руб. серебром гор, на что имеется их приговоры… от 7 февраля 1873 года,.. и от 7 октября… того же года" (23,лист 77,об.). Имеется упоминание о последнем священнике Ольгинской церкви по фамилии Измайлов. Предположительно служил с 1910г. по середину 20-х годов 20 века. (50)
Жители села принимают деятельное участие в обустройстве церкви. В Ставропольских Епархиальных ведомостях за 1887 год (25) опубликовано сообщении: «Церковный староста селения Ольгинского Карп Юрченко и его родной брат Мокий Юрченко пожертвовали в местную приходскую церковь напрестольное Евангелие, в лист, в серебряной 84 пробы вызолоченной оправе, стоимостью в 550 руб.».
Метрические записи (рождение, смерти, заключение браков), по всей видимости, велись при церкви и в советское время. На эту мысль наводит факт, что сохранившиеся архивы по селу Ольгинскому начинаются именно после 1935 года – даты разрушения и разграбления церкви.
Церковь, едва ли представляла собой паразитическую организацию (как писали об этом революционные и советские идеологи), поскольку деятельность пастырей сводилась не только к заботе о морально-нравственном облике прихожан. Она предполагала занятие преподавательским трудом, сбор пожертвований пострадавшим от пожаров, неурожаев и пр. деятельное участие в помощь раненым и семьям погибшим в годы Великой войны и, наконец, слово утешения и наставления пастыря (11). Во время «моров» священники входили в санитарные отряды, вели разъяснительную работу среди населения (47), хоронили трубы заразных больных (прим. 15)
Важным направлением деятельности церкви, была борьба с сектантством. Основной приток сектантов наблюдался из Таврических губерний. Село Ольгинское практически было окружено экономия крупных овцеводов юга России Макеева, Мазаевых, Николенко, братьев Немирюков, приверженцев молоканства (прим. 16) - выходцев из Таврической губернии, поэтому за ними закрепилось название «тавричане». Безземельные ольгинские крестьяне работали по найму у тавричан. Ставропольская Епархия была сильно обеспокоена возможным влиянием сектантов на православную паству.
Дополнительный повод для беспокойства вызывали ближайшие соседи Ольгинского две менонитские колонии Великокняжеское и Александердар. Жители сел составляли последователями штундизма (прим. 17). Штундистов принудительно расселяли в колониях и в первую очередь в Великокняжеском. В самом селе наблюдались последователи баптизма (прим. 18).
В целях выяснения числа православных и возможного влияния «иноверцев» Ставропольская Епархия создает противосектантскую миссию. Епархиальные миссионеры в течение года посещали большинство приходов в которых проживали сектанты. В 10 благочинном округе «усердием к ведению внебогослужебных собеседований» отличились священники сел Богословского, Ивановского и Ольгинского (14). Вот ответ священника Ольгинской церкви Успения Богородицы Александра Метаниева Ставропольскому Епархиальному миссионеру протоиерею Семеону Никольскому от 13 марта 1900 года "Имею честь сообщить…что в сел. Великокняжеском есть православные; - не могу определить сколько их; - кои служат в чугунно- литейном заводе немца Тиссена и они почти всегда бывают в селении Ольгинском при богослужениях и св. Причастия, служат иногда молебны и почтительнейше принимают молитвенного пред Рождеством Христовым и Пасхи. Никогда не приходилось слышать об увлечениях в другую веру" (8).
Православная церковь вела борьбу за возвращение «заблудших», широко используя для этого публичные диспуты с последующим освещение этих дискуссий в печати в «Ставропольских Епархиальных ведомостях», «Миссионерских Епархиальных известиях» и отдельных брошюрах (32 с. 9). В газете «Ставропольские Епархиальные ведомости» 1912 года №13 – 19 опубликованы в статье «Публичные беседы миссионеров 2-го р-на Куб. обл., священника Сергея Лаврава с баптистским проповедником Пятигорской общины Алексеем Никитичем Алексеевым в селе Ольгинском Кубанской области».
Под патронажем церкви находилось народное образование. В селе Ольгинском длительное время сельская община не уделяла большого и деятельного внимания образованию отроков. В отличие от менонитских колоний, где грамотность каждого члена общины являлась основой религии (умение самостоятельно читать Библию) крестьянские дети в подавляющем большинстве были безграмотны.
По неполным данным упоминаются в разные годы: церковно приходская школа грамоты, народное одноклассное училище и даже мужская школа в 1897 г. (22). По статистическим данным проходит всегда 1 школа. Церковно-приходская школа располагалась в церковной сторожке. Одной из первых известных учительниц в 1871 году, упоминается Зиновьева Т. – имела дворянское звание, получала от общества 250 руб. серебром (29). В 1881 году в народном училище обучалось 37 мальчиков и 6 девочек (девочки учились не более 2 лет, считалось, что этого достаточно). В этот момент в селе проживало 1212 человек. Законоучителем был – местный священник Андрей Метаниев (30). "Жалование законоучителю составляло 180 р. от Учебного Совета и 60 руб. из местных средств (4, л. 102 об.). В сельском училище преподавались: а) законъ Божий: библейская история и краткий катахетизъ; б) арифметика: нумерация и первые четыре правила съ именованными числами; в) русский языкъ: «правильное чтение по знакамъ препинания и грамматика», и г) чистописание «съ соблюдением правилъ по краней мере на столько, на сколько показывает пропись». Кроме всего этого ученики должны были собираться утром и вечером для вечерних и утренних молитв и ходить в церковь вместе с учителем. В обязанность учителей входило обучение «чтобы дети знали хорошо царствующий дом» (31).
В Клиростных ведомостях за 1881 года по с. Ольгинскому есть запись: «Сельское народное училище есть. Учителем состоит по назначению Дирекции крестьянин Михаил Шлыгин, окончил курс в Ладожской Учительской семинарии с правом народного учителя с 1-го сентября 1880 г. За учение детей получает от общества 250 руб. в год серебром. Учеников в школе – мальчиков 37, девочек – 6. Законоучитель – местный священник А. Метаниев» (7, л. 798).
В 1883 году в сельской школе преподавал присланный учитель Леонтьев Александр Степанович. Причиной частой смены, а порой и недостатком учителей было отсутствие полагающихся учителю по закону жилье, дополнительная оплата преподавательской работы от сельских и станичных обществ.
В разные году преподавали в Ольгинской народном училище дети Семена Федеевича Кулик Казьминского священника: Николай Семенович (с 1897 г.) и Анна Семеновна (с 1899 г.).
Для связи сельского общества и школы, и решения материальных нужд педагогов и обучающихся при школах назначался попечитель и почетный блюститель. Это были наиболее уважаемые жители села. В 1891 году попечителем Ольгинского народного училища был купец Алексей Иванович Бойко. В 1905-1910 гг. почетный блюститель - Куличенко Григорий Емильянович. В 1912 году заведующим сельским училищем был Горбач Яков Константинович.
В 1906 году на Вселенском сходе домохозяев села Ольгинского встает вопрос о строительстве новой церкви и школы, так как те обветшали. Общество было не в состоянии поднять оба проекта. И в силу первостепенной важности, предпочтение было отдано строительству церкви, а затем уже школы. Школа была построена, правда уже в 1924-1925 гг.(42).
Потребность развивающихся производств села в квалифицированных работниках стимулировало повышение общей грамотности населения. По сведениям на 1906 год в селе Ольгинском грамотность среди мужчин составляла 60 %, среди женщин 40 %, что было гораздо выше, чем в среднем по Баталпашинскому отделу (41). В 1917 году в селе действовали уже две школы.
Информация по Успенской церкви, церковно и священослужащим и народному образованию не полные, по причине указанной выше – разрушение и разграбление церкви и церковного архива.
Примечания:
13. Батрак Клавдия Федоровна вспоминает, что церковь находилась приблизительно между улицами Красной и Школьной (район КСОШ №1) была очень красивой, имела красивые окна (железные с синими стеклами) – наверно были витражи; высокая колокольня, центральный купол и 4 маленьких купола (позолоченные) – блестели на солнце, когда были отпевания в церкви, то двери выходили на сторону кладбища, было три выхода из церкви.
14. Статьи в «Ставропольских Епархиальных ведомостях» за 1913 год №14 «Посещение села Козьминского Кубанской области миссионером – священником Н. Розановым в 1913 г.» и «деятельность миссионерского кружка в селе Козьминском Кубанской области».
15. В Ставропольских Епархиальных Ведомостях За 1880 г. № 7. с. 214 помещен отчет «Относительно погребения умерших от заразных болезней и личного участия священников Кубанской области в санитарных отрядах» (48).
16. Молокане – русская рационалистическая секта, ответвление секты духоборов. Основателем секты считается Семен Уклеин (жил во 2-ой половине 18 в.), крестьянин Тамбовской губ., Борисоглебского уезда. Название «Молокане» усвоено секте еще в 1765г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя «духовными христианами», а усвоенное им название «Молокане» объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко».
17. Название «штундизм», заимствовано из немецкого языка (Stunde - час), объединяло неоднородные явления в разных местах России, возникшее в 30-40 х годах 19 века. Штундисты занимались пропагандой Евангелия и одним из важных условий штунды было самостоятельное чтение Библии, для чего отводились специальные часы и требовалась обязательная грамотность сектанта.
18. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении. Баптисты практикуют крещение взрослых через полное погружение в воду.
Источники:
1. ГАКК. – Ф.454. – Оп.1. – Д. 5170. – Лл. 60-61
3. ГАСК, Ф. 135,оп. 30, д. 244, лист 797. Клиростные ведомости за 1881 год по село Ольгинскому
4. ГАСК, Ф. 136,оп. 57, д. 327 17, лист 103.
7. ГАСК, Ф. 135, оп. 39, д. 244 Клиростные ведомости за 1881 год по село Ольгинскому.
8. ГАСК, Ф. 439, оп. 1, д. 2 , лист 131 (оборот)
11. Колесников В.А. Былое Невинного мыса. К 185-летию переселения Хоперского казачьего полка на Кубань и Куму и основание станицы Невинномысской. Ставрополь, 2011.
14. Котов С.Н. История прихода Иоанно-Богословской церкви села Казьминского. Архив Историко-краеведческого музея МОУ СОШ № 16, с. Казьминское.
15. Котов С.Н. История прихода Иоанно-Богословской церкви села Казьминского. /на правах предоставленной автором рукопись.
Памятная книжка Кубанской области на 1874 год./Кубань об. Правления – Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1873.-VI, 107, 261с.
16. Михайлов Н.Т. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). М, изд. Надыршин, 2008
22. Памятная книжка Кубанской области, изд. 1881 года. Составил действительный член Кубанского
областного статистического комитета Е.Д. Фелицын. Издание Кубанского областного статистического
комитета. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1881.
23.Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Вып. XXIII – Тифлис, 1897.
Ставропольские епархиальные ведомости. № 3 от 1887 г. 1-го февраля.
29. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. Ставропольское книжное издательство 2002 г.
30. Клиросные ведомости за 1881 год по с. Ольгинскому. ГАСК, Ф.135,Оп. 39, Д.244 л. 798.
32. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII X – середина XX в.) Сборник документов/ сост. Предисл. Канд. Ист. Наук Т.Н. Плахотнюк-.Ставрополь 2002 г.
40. Газета «Кубанские областные ведомости» № 9 суббота 25 февраля 1877.
41. Районная газета «Звезда Прикубанья» от 24 декабря 2005 г.
42. Районная газета «Звезда Прикубанья» от 10 декабря 2005 г.
Информация предоставлена: Ю.Н. Смирновой, зам.директора Станции туризма им. В.И. Федорова
Комментарии 3