Автор: военкор Марат Хайруллин
Наверное, звучит невероятно, но это - так. Одна из самых больших слабостей современного Запада - его авиация.
Хотя со всех трибун нам внушают обратное: подавляющее преимущество в воздухе - преимущество НАТО и США.
Впрочем, это - обычная практика для наших непартнёров – надувать факты.
Неудивительно, что предыдущие статьи про оружие вызвали бурную реакцию украинской пропаганды, глубоко пустившей корни в российских социальных сетях. Долгое время украинские агенты особо себя не проявляли, а тут - прямо взрыв негодования. То есть, попали в точку, очень эта тема (слабость западного оружейного комплекса) беспокоит наших оппонентов.
И сегодня вы окончательно поймёте - почему.
В последнее время нам много рассказывают про новейшие самолёты Ф-35: посмотрите, сколько уже их выпустили – больше тысячи, и продолжают штамповать. Но дальше обсуждения плюсов и минусов дискуссия не заходит, так как машина - действительно сложная, набита инновациями, Википедия сегодня есть у всех, а точные результаты по итогам реальной эксплуатации - мало у кого.
Со стороны и на первый взгляд авиация западного блока действительно может показаться сильной, опережающей всех. У кого ещё столько новейших машин 5-го поколения.
Но есть два соображения, которые очень серьёзно оспаривают лидерство США и НАТО.
П е р в о е. Предлагаю обратить внимание на исследование нашего коллеги, партнёра - журналиста Саши Березина с канала «Научпопик» (@nauchpopik ) о лучших бомбардировщиках Второй Мировой войны.
https://t.me/nauchpopik/1245С точки зрения технологий и вооружённости, лучшей тогда считалась новейшая британская машина «Ланкастер». А вот с точки зрения реальной эффективности - древний советский У-2.
Иными словами, не факт, что «навороченность» Ф-35 способна обеспечить ему реальное преимущество в реальном бою.
Более того, есть основание полагать, что Ф-35 уже проиграл, даже не вступив в реальное противостояние.
В т о р о е соображение. Есть такой замечательный канадский журналист и поп-социолог Малкольм Гладуэлл. В его книге «Что видела собака» (состоящей из статей, которые Гладуэлл писал для журнала The New Yorker) можно прочитать очерк об одном из крупнейших американских банкротств – банкротстве энергетической компании Enron.
Эта корпорация была настолько инновационной и продвинутой, что ежегодный отчёт составлял аж 800 тысяч страниц. В котором, между прочим, её слабости честно указывались, но все завороженно смотрели на биржевые котировки. И когда настал крах, очень удивились.
Гладуэлл пишет, что на самом деле в отчёт и не надо было смотреть, любой человек, который хотел купить акции Enron мог совершить простую манипуляцию и уберечь себя от риска.
Надо было просто заглянуть на сайт Министерства финансов США, где четко указывалось, что Enron с момента своего образования никогда не был прибыльным. То есть компания не генерировала прибыль, а проценты по акциям выплачивала только за счет привлечения новых инвесторов.
Это была классическая финансовая пирамида, расширявшаяся исключительно за счёт привлечения новых клиентов (покупателей акций), а когда их поток иссяк и дело дошло до выплат реальных дивидендов с реальных доходов, то всё и рухнуло.
Истребитель Ф-35 и есть такая корпорация Enron с огромным ежегодном отчётом, в котором разобраться очень сложно.
И смысл существования Ф-35 ровно такой же - вытягивать деньги со всё новых и новых клиентов.
Однако есть простой показатель нежизнеспособности этой машины.
На один час реального полёта самолету Ф-35 требуется 9 часов технического обслуживания. «Локхид Мартин», правда, обещает впоследствии снизить это время до шести часов; но, честно говоря, это тоже не спасает американскую демократию. Потому что практика - критерий истины. А сегодня практика показывает, что за 5 лет эксплуатации боеготовность парка Ф-35 в целом снизилась с 75 процентов до 50 (в реальности еще ниже).
Это означает, что теперь время подготовки каждого самолёта к реальному вылету увеличивается примерно на четверть.
......................
То есть обещали снизить до шести часов, а по итогу время увеличилось примерно до 12 часов.
Среднее время налёта Ф-35 в армии США сейчас примерно 20 часов в месяц. То есть, чтобы он так летал, надо затратить 180 часов ежемесячно.
А теперь сравните. На СВО работают примерно 150 наших бортов (плюс дальняя авиация). Считается, что Су-34 - основные боевые лошадки этой войны - летают примерно пять часов в день.
Получается 120 часов налёта в месяц на каждую машину с учётом всех регламентных работ и подменных резервных бортов.
Наша истребительная авиация и штурмовики ещё больше летают - на уровне 140 часов в месяц каждый борт.
Но не будем вредничать, возьмём по минимуму.
Чтобы выдерживать такой уровень эксплуатации в реальном конфликте с нами, НАТО и США должны обеспечивать уровень технического обслуживания на каждый самолёт Ф-35 больше тысячи часов в месяц! Напомню тысяча часов - это примерно 42 дня! Дальше считайте сами.
В общем, понятно, что Ф-35 не выдержит ни один длительный конфликт. Он создан с одной единственной целью - выкачивать деньги из бюджета США и его союзников.
А теперь давайте посмотрим на самолёты Ф-16, которые никак не могут передать укропам. Здесь ситуация - ещё хуже. Из-за общего износа эти самолёты требуют огромного количества времени на техобслуживание.
Сегодня по некоторым, наиболее старым, Ф-16 обеспечение лётной годности - примерно один час к пятнадцати. На час полёта - пятнадцать часов обслуживания. И наиболее остро эта проблема стоит именно в Европе. То есть львиную часть времени самолёты должны проводить на земле - ремонтируясь и обслуживаясь.
А я напомню, что готовность к взлёту на укропских аэродромах - всегда 5 минут, чтобы успеть смотаться, пока летят «Искандер» или «Кинжал».
Есть и вторая проблема – с выпуском запчастей. Представляете, в составе 20 самолётов, которые обещают укропам, пять официально (ОФИЦИАЛЬНО, КАРЛ!) предназначены для разборки под запчасти.
Натовские хозяева Украины даже не стали сами по-тихому их разбирать, ну чтобы не позориться. Они впихивают укр…м всё, как есть.
Вот вам и великое преимущество НАТО и США в авиации.
Если меряться Википедией - то да, мощная штука, а если реально драться - то так себе…
.................
25.07.2024
Военкор Марат Хайруллин
Нет комментариев