Его творчество знакомо каждому. Сказочник и художник на все времена, режиссер и сценарист, первопроходец отечественной анимации, заслуженный деятель искусств РСФСР, которого называют "советским Уолтом Диснеем", "русским Хансом Кристианом Андерсеном" — Владимир Сутеев по праву считается одним из мэтров детской литературы, иллюстрации и мультипликации.
Его герои и истории особенно отличаются светом и уютом, миром и добром. Сутеев придумал и нарисовал легендарных персонажей таких сказок, как "Мешок яблок", "Кто сказал мяу?", "Цыпленок и Утенок", "Под грибом" и т.д. Он иллюстрировал книги Корнея Чуковского и Самуила Маршака, а также произведения зарубежных авторов: например, "Приключения Чиполлино" — первое издание на русском, ставшее каноном в советской иллюстрации и мультипликации.
На заре анимации
Будущий художник родился в 1903 году 5 июля (120 лет назад) в семье врача, профессора Григория Сутеева. Владимир был амбидекстром, одинаково хорошо владел как правой, так и левой рукой. Художественный талант проявился у него довольно рано и ярко — уже в школьные годы Сутеев-младший оформлял плакаты для выставок и дипломы для победителей соревнований.
Недолго и без энтузиазма проучившись на инженера, Владимир Сутеев все же выбирает следовать за мечтой и в 1924 году поступает на художественный факультет Государственного техникума кинематографии. В тот же год при техникуме было основано Экспериментальное бюро мультипликации, организаторами которого стали пионеры советской анимации Юрий Меркулов и Николай Ходатаев. Сутеев сразу же загорелся идеей возродить в стране заброшенное после революции направление мультипликации и примкнул к команде бюро.
Вместе они создали первый советский полнометражный мультфильм "Китай в огне" (1925), вышедший в широкий прокат. Он представлял собой 50-минутную (немыслимая длина по тем временам) ленту в поддержку китайской революции. В картине также впервые в СССР использовалась технология альбомного метода.
Все, кто участвовал в создании фильма, — режиссер Иван Иванов-Вано, сестры Валентина и Зинаида Брумберг, Ольга Ходатаева, Сутеев — впоследствии стали настоящими звездами мультипликации. Их объединяла страсть к экспериментам, влияние атмосферы авангарда, желание открыть как можно больше в новом, еще никем не освоенном в стране виде творчества. "Молодые советские художники с самого начала увидели большие возможности искусства рисованного фильма. Уже в первых своих работах они постарались придать молодому искусству действенность и целеустремленность…" — вспоминал Иван Иванов-Вано о работе над "Китаем в огне".
Кадр из мультфильма "Улица поперек", режиссер Владимир Сутеев, 1931 год
© "Межрабпомфильм"
Позднее в анимационное кино приходит звук — и здесь Владимир Сутеев вновь оказался на передовой. В 1931 году он создал первый советский оригинальный звуковой мультфильм "Улица поперек" — забавную ленту о правилах дорожного движения. В ней использовались передовые графические решения, смешные трюки, типажи прохожих, а также шумы и звуки, которые Сутеев с режиссером Львом Атамановым записывал на улице. Звуковая мультипликация давала молодым аниматорам бесконечное пространство для творческого поиска, игры и самовыражения.
По следам Диснея
В то время в нашей стране не было ни единого учебника по анимации — правила этого искусства создавались буквально на ходу. Наглядным пособием для Владимира Сутеева и его соратников стали ленты Уолта Диснея, которые знаменитый мультипликатор отправил организаторам Московского кинофестиваля в 1934 году.
Советские аниматоры были поражены работами мастера — плавной сменой кадров, пластикой и характерами персонажей, новыми технологиями, открытыми Диснеем. На волне этого интереса отдельные группы энтузиастов объединились в "Союзмультфильм", чтобы творчески переосмыслить наследие Диснея и создать свои ленты мирового уровня, которыми будут вдохновляться классики анимации от Хаяо Миядзаки до Юрия Норштейна. Сценарный отдел студии являлся неким интеллектуальным центром и местом встречи основоположников советской анимации.
Нет комментариев