КАМЕНЬ ПАМЯТИ
В Горномарийском районе с начала 90 - х годов ХХ века зародилась традиция - обозначать мемориальными камнями, какие либо исторически значимые для горномарийского народа места. Это как географический центр Горномарийского района, места, где когда-то располагались священные для горномарийских жителей священные рощи, источники, монастырь, камень увековечивший память жертв политической репрессии. Самое значительное количество памятных (мемориальных) камней установлены в честь национальных героев сотным князям ХVI века - Акпарсу, Аказу и Коважу.
На установленных мемориальных камнях имеются надписи, с рельефными или живописными изображениями. Они информируют нас об исторических событиях того или иного места где они установлены.
На малой родине легендарного сотного князя Акпарса в деревне Нуженалы посреди улицы лежит камень природного происхождения, как специалисты утверждают фрагмент донных отложений Пермского моря. Он расположился напротив дома, в котором проживала семья Акпатровых (в наше время хозяйство используется семьей как дача). В 80-е годы камень лежал на возвышенности горизонтально земле в центре деревни. В то далекое время в деревне проживало много народу, детям, которые в летнее время играли в совместные игры, не разрешалось играть на этом камне. Объяснений, конечно, ни каких не было, нельзя и все. Именно местные жители сейчас сохраняют старинную традицию уважительного отношения к камню, и по сей день детям так же не разрешают играть на камне или просто собираться у камня.
В настоящее время камень покосился в юго-западную сторону и лежит под наклоном. Данное место в деревне расположено на перекрестке трех проезжих дорог. С южной стороны проходит дорога вдоль всей деревни. С западной стороны дорога идет вдоль приусадебных участков, транспорт заезжает и выезжает в деревню и эта дорога спускается по проулку до следующей улицы. С западной стороны от камня, к северу вдоль участка и дома Акпатровых проходит неглубокий ров, шириной примерно 3 метра. Со слов жителей деревни его вырыли для того, чтобы с поля стекала талая весенняя вода.
Весной ров перегораживали, чтобы в талой воде постирать холщовые мешки для зерна, самотканые дорожки и другие хозяйственные предметы и вещи. До постройки водопровода воду таскали с колодцев, которые располагались у источников в овраге.
Поздней осень 2019 года мы выезжали в экспедицию в деревню Нуженалы с целью изучения нематериальной культуры народа мари. Познакомились с Филимоновыми Иваном Капитоновичем, 1935 года рождения, и Манефой Борисовной, 1936 года рождения. Вот именно тогда от Манефы Борисовны впервые узнала, что камень, лежащий посреди деревни, имеет свою интересную историю.
Женщина глубоко религиозная, как сама говорит: «Я родилась на великий престольный праздник Пасху, во второй половине дня под звон церковных колоколов в деревне Юнго-Кушерга». Она с малых лет посещала храм в селе Емелево. Выйдя замуж, по возможности вместе с соседками продолжала посещение данного храма по великим церковным праздникам. В последние лет 10 в силу возраста не имея возможности посещать храм самостоятельно, она ходила молиться к камню, лежащему посреди улицы. Как говорит Манефа Борисовна «камень то священный, и помолиться можно, бог и услышит молитвы мои…». По воспоминаниям ее свекрови Филимоновой Ксении Алексеевны, 1915 года рождения, а замуж она вышла в деревню Нуженалы в 18 летнем возрасте, известно, что камень в свое время располагался в священной роще, и его привезли и установили после революции.
Последующим, встретившись Еленой Ивановной Чудаковой, 1964 года рождения, с дочерью Манефы Борисовны, ее слова она подтвердила, сказав: «Да, моя бабушка Ксения рассказывала, что этот камень на данное место доставили, волоча, таща силком по земле тяговым усилием лошади. Его привезли с места бывшей молельной рощи, который располагался около нашей деревни. В нашей деревни была часовня, которую после революции разрушили. Чтобы сохранить в памяти жителей место часовни на его место положили камень, доставленный со священной рощи. Жители деревни преклонялись данному камню. Около этого камня нам не разрешалось играть или кататься на санках. А место, где располагался камень, было высоким, удобным, чтобы скатиться и проехать подальше». В беседе с жителями деревни не удалось выяснить расположение священной рощи. Из моих детских воспоминаний всплывает ответ моих родителей на мой детский вопрос, почему посреди поля у деревни, к северу-востоку в 500 метрах от деревни, стоят деревья? Они отвечали, что это место священной рощи, а на веточках деревьев висят ленточки. Почему возник этот вопрос у маленького ребенка, потому что каждое лето мы ходили в лес собирать грибы да ягоды, а в островок леса ни разу не заходили. Лес (овраг заросший деревьями) располагается с северной стороны деревни и его название Изи ныр карем. Случайно встретившись с Еленой Ивановной, подтвердила, что со слов бабушки Ксени именно там и располагалась священная роща деревни, и она помнит островок леса посреди большого поля. В 90 - годах ХХ века этого маленького островка леса не стало.
В республике Марий Эл сохранилась Марийская традиционная религия, она основывается на вере в силу природы, которую человек должен почитать и уважать. С начала 2000-х годов произошло оформление и регистрация традиционной марийской религиозной организации Республики Марий Эл. Последователи осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления в соответствии марийским традиционным календарем, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия, издается литература.
Из исторической литературы до нас дошли сведения о местах расположения священных рощ, о богах которым молились, молитвах произносимых картами. Например, место расположения резиденции марийских князей Цепель и место расположения всеобщего моления черемис около Супротивного ключа до присоединения марийского края к Российской империи. Это территория нынешнего поселка городского типа Васильсурск. В 20 годах ХVI века резиденция марийских князей была захвачена русскими войсками и на его месте поставили крепость Василь-град-на Суре. Черемисскому народу пришлось уходить от преследователей из насиженных мест глубь лесов на восток.
Марийский филолог, языковед, этнограф и краевед Юадаров К. Г. в своих работах пишет, что «после падения Цепеля резиденция князей переносится на берег тихой реки Юнги, в глубину лесов, на земли общины Чермышево (Еласы). Таким образом, Еласы, становятся общественным и политическим центром горных мари, играя в их жизни важную роль и оставаясь им в течение долгого времени».
Н. Оглоблин в своей книге «Черемисские мольбища и городища около города Василя» пишет о Васильсурске как о резиденции князей, а в четырех верстах от него на р. Арпыегель у Супротивного ключа находилась резиденция главного (большого) бога, где проходило всеобщее моление». Если переселилась резиденция Большого Бога, то и место всеобщего черемисского мольбища так же переводится на земли общины Чермышево. Можно предположить, что молельная роща, располагавшаяся на территории общины, становится всеобщим мольбищем черемис. Юадаров в своей работе «На земле горных мари» отмечает, что община Чермышево со временем разрастается, и образуются самостоятельные селения-общины: Чермышево, Еласы и Нуженалы. В книге «История сел и деревень РМЭ» читая про деревню Чермышево видим, что «по данным ландратской книги 1717 г., в деревне-общине «Чермышево» с выселками из нее в Акпарсовой сотне Козьмодемьянского уезда было 40 дворов ясачных марийцев … В 1795 году с. Христорождественнском, Чермышево тож с выселками (Нуженалы, Писералы, Пиндуков, Симулкин) числилось 106 дворов. Община пополнялась новыми жителями и как следствие образовывались новые поселения и молельные рощи.
Возможно, что камень, который лежит посреди деревни Нуженалы ранее располагался именно на всеобщей священной роще - мольбище. Можно предположить, что в процессе переселения резиденции черемисских князей и всеобщей молельной рощи камень перевезли на новую священную рощу, как частичка языческого жертвенника, который был разрушен.
В описании Супротивного ключа Оглоблин отмечает, что там было две часовенки, первая каменная с шестиконечным деревянным концом, где стояли иконы и ставили свечи. Чуть пониже на бугорочке каменной часовенки стоит вторая деревянная столб-часовня, на нем прикреплен железный ящик, на крыше шестиконечный крест. В ящике стоят иконы и свечи. По мнению автора, центр мольбища располагался у каменной часовни на бугорке, где и «возвышалась часовенка». Сзади нее, в сторону горы, лежала «куча камней» и возможно это были остатки разрушенного языческого жертвенника. В подтверждение, что около общины Нуженалы располагалась священная роща - это наличие часовни. В книге «История сел и деревень РМЭ» читаем: «В 1898 году отмечено наличие в деревне каменной часовни». У марийцев ставились столбы-часовни преимущественно в таких местах, которые были в почете и уважении. Это могли быть места религиозного значения - места утраченных религиозных мест, но сохранившиеся в памяти народа, места бывших черемисских поселений, которые они вынуждены были оставить из-за вытеснения русских переселенцев из других регионов России.
В своей работе Оглоблин пишет: «Часовенки ставились по здешним местам в тех пунктах, которые до селе чествуются черемисами по давнейшей традиции или религиозной, как места давних языческих мольбищ, или родовой, как места языческих черемисских поселений, чему либо памятных потомкам».
Православная церковь одобряла такое отношение народа мари к памяти предков, ведь в часовнях ставились православные иконы. Крещеные черемисы молились православным святым, а язычники своему Большому Богу Юымы. Чаще всего в более ранний период - это было двоеверие. Среди местного населения образы Богородицы и христианских святых зачастую становились в один ряд с местными языческими богами, дополняя тот или иной пантеон.
Наличие каменной часовни в конце 19 века в деревне говорит о состоятельности жителей деревни, позволившие такую роскошь. По рассказам, которые в детстве нам рассказывали старшее поколение, что около деревни Нуженалы в былые времена обжигали кирпичи. На склоне с западной стороны к спуску к реке Юнга имеется ровная площадка с вырытыми углублениями. Старшее поколение нам говорили, что в этих ямах раньше обжигали кирпичи.
Из вышесказанного следует, что камень, лежащий посреди деревни, имеет свою историю и хранит память предком. Возникает вопрос, не является ли данный камень культовым?
К почитаемым природным объектам относятся культовые камни, целебные источники, священные рощи и даже деревья.
Исследователь культовых камней и сакральных мест Вячеслав Мизин отмечает, что «на современном этапе вполне возможно определить те условные рамки, в которых существует категория объектов, именуемых культовыми камнями». Он приводит определения, как например:
- «камень, который используется в культовых действиях как символ или как предмет культа». От информаторов известно, наш камень на место нынешнего расположения был доставлен со свешенной рощи. По этнографической литературе, так же можно сделать вывод, что данный камень мог использоваться как предмет культа.
– «камень, ставший объектом ритуального поклонения». Если камень располагался в священной роще, то он был, если не объектом преклонения, то безмолвным участником, «свидетелем» исторических событий далеких лет истории нашего народа.
Еще одна особенность внешнего признака камня, с южной стороны имеются два рукотворных углубления, круглой формы. Один из них имеет четкие контуры и небольшое углубление, второй менее выраженными контурами.
Использование камня в ритуальных действиях, наличие внешних особенностей, особое отношение жителей деревни можно определить, по В. Мизину, что данный камень это «камень с особым к ним отношением со стороны человека», культовым камнем. Время идет, ушли несколько поколений жителей деревни, которые знали историю данного камня, остались лишь отголоски истории и мы его передаем молодому поколению.
Сотрудник музея Людмила Таюкова.