⚫ «НЕ ВСЕМ МОИ ПИСАНЬЯ ЧТИТЬ: ОСОБЫЙ СМЫСЛ У СЛОВ МОИХ!»
Сегодня, 14 июня 2022г., 310 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО АШУГА САЯТ-НОВА: "Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!"
В. Я. Брюсов об армянском ашуге и поэте Саят-Нова: «...величественный, многообразный, по-тютчевски чуткий и, как Мюссе, страстный: один из тех «первоклассных» поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием отдельного народа, но становятся любимцами всего человечества».
Согласно новейшим исследованиям, объектом заветных чувств поэта была реальная личность, принадлежащая царской фамилии: сестра царя Ираклия II, прославленная красавица Анна Батонишвили. Это очень важное открытие, благодаря которому окончательно решена загадка душевных мук Саят-Новы, всей его жизни.
После Наапета Кучака Саят-Нова стал первым армянским поэтом и первым ашугом, чья муза воспела не только любовь, светские радости или воинскую доблесть, но и жизнь обделенных людей, а потому он был вправе называть себя «слугой народа».
Этимология ашугского имени «Саят-Нова» долгое время была предметом жарких дискуссий. Были предложены различные толкования этому имени: «Знаменитый охотник», «Новый учитель», «Царь песнопений», «Владыка музыки», «Похититель сердец песней». Сколь бы ни были поэтичны и соблазнительны эти толкования, они оказались отвергнутыми одно за другим. В настоящее время большинство исследователей наиболее верной и приемлемой считает этимологию «Внук Саяда» или «Саядян».
Различные, порой взаимоисключающие мнения среди исследователей были высказаны по поводу образования Саят-Новы, степени его грамотности... последний крупный исследователь жизни и творчества Саят-Новы, поэт и филолог Паруйр Севак, на основе рукописного сборника песен (доказано, что это автограф) и переписанные рукой Саят-Новы рукописи с его же колофонами, пришёл к выводу, что Саят-Нова не имел образования. Эта точка зрения на данный момент наиболее приемлема. Грамматические и орфографические ошибки и погрешности рукописных текстов великого ашуга явно показывают, что автор действительно не получил систематического школьного образования. И здесь безусловно прав первый биограф поэта, который, по тщательном изучении рукописного сборника-автографа, пришел к выводу, что «Саят-Нова грабара не знал, грамматики не учил, хотя и использует порой слова и обороты из письменного языка… Но что он умел читать и писать — это ясно видно из дошедшего рукописного сборника (давтара)».
Особую роль сыграл великий Ованес Туманян в сохранении памяти Саят-Нова. По инициативе и благодаря энергичным усилиям Ованеса Туманяна и известного живописца Геворга Башинджагяна, на пожертвования народа на месте, указанном Г. Ахвердяном, был установлен могильный камень. Открытие состоялось 15 мая 1914 года. С тех пор ежегодно в Грузии 15 мая отмечают Вардатон - "праздник роз" - дань народной памяти и любви к великому певцу любви Закавказья, Персии.
В кровавые дни 1916г. великий поклонник таланта Саят-Новы классик армянской литературы Ованес Туманян писал: «С печатью гения на челе, с мечом в большом, благородном сердце! Ведь можно же считать Саят-Нову символом жизни и мук армянского народа. С печатью гения на челе, с христианским крестом в руке, с мечом в сердце. Так и не высох этот кровавый меч, ни до него, ни после него до нынешнего дня…»
Впервые произведения Саят-Новы были напечатаны в 1847 и 1851 годах в армянских журналах «Базмавеп» и «Арарат», благодаря усилиям Геворга Ахвердяна.
А в 1852 году в Москве вышел в свет первый сборник армянских стихов ашуга.
Первая критическая статья, посвящённая творчеству Саят-Нова, была опубликована в русской газете «Кавказ» (1851, № 1, 2), издававшейся в Тифлисе. Автором статьи является известный русский поэт Яков Полонский (в те годы он служил в Тифлисе). Значение статьи Полонского не только в том, что благодаря ей русский читатель впервые получил возможность ознакомиться с Саят-Новой, но и в том, что его выступление в печати было первым весомым научным словом о жизни и творчестве великого армянского народного певца.
Поэт Николай Тихонов писал о Саят-Нове: «Мы слушаем поэта как свидетеля, как судью своего времени, но для нас особое значение имеет то, что сказано им как человеком, чувствовавшим силу слова и веру в свое призвание».
В 1956г. советский поэт азербайджанского происхождения Мамед Рагим посвятил великому армянскому ашугу поэму «Саят-Нова». В ней поэт воспроизводит лишь последние события жизни Саят-Новы и его трагическую гибель. М. Рагим вводит в историческое произведение ряд эпизодов, являющихся плодом поэтической фантазии, но не противоречащих художественной правде.
В 1851г. русский поэт Я. Полонский создал стихотворение-стилизацию «Много песков поглощают моря…» как бы из образа армянского певца-поэта и озаглавил его «Саят-Нова».
В 1960 году на Армянском телевидении вышла музыкальная мелодрама Г.Мурадяна и К.Арзуманяна «Саят-Нова» с Бабкеном Нерсесяном в главной роли и исполнением песен Саят Новы Норайром Мнацаканяном.
В 1963 году в Ереване появился проспект Саят-Новы. В этом же году был установлен памятник поэту (ск. А. Арутюнян, арх. Э. Сарапян).
В 1963 году композитор Григор Ахинян написал на стихи Егише Чаренца, Ованеса Шираза и Ованеса Туманяна кантату «Саят-Нова».
В 1963г. первый биограф поэта поэт Паруйр Севак вместе с режиссёром Гургеном Баласаняном снял фильм-хронику «Саят-Нова» о праздновании 250-летнего юбилея поэта.
В 1967—1968 годах великий кинорежиссёр Сергей Параджанов создал свой шедевр — фильм «Саят-Нова», вышедший на экраны лишь в 1970-м году со значительными купюрами. Переделанный, по требованию чиновников, фильм известен сегодня как "Цвет граната".
В 1969 году армянский композитор Александр Арутюнян создал оперу «Саят-Нова» (в 1969г. поставлена на сцене Армянского академического театра оперы и балета, в 1973г. — на сцене Азербайджанского театра оперы и балета.
В 2006 году режиссёр Левон Григорян снял документальный фильм «Воспоминания о Саят-Нове». В нём представлены уникальные негативы оригинальных кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились. Фильм демонстрировался на кинофестивалях «Золотой абрикос» (Ереван), «Владикавказ-2006» и Romacinemafest (октябрь 2006 г.).
P. S. Видеоролик из фильма "Саят-Нова", поет Глахо Закарян - один из лучших исполнителей песен Саят-Нова.
Людмила Тумасьян.