Первое зеркальное производство в России появилось только при Петре I. До конца XIX века зеркало было предметом роскоши, доступным не каждому. В богатых домах и усадьбах большими зеркалами в красивых оправах украшали гостиные и спальни. Изящные трюмо с зеркалами, высокие напольные зеркала в полный рост — всё это было свидетельством статуса и достатка владельцев.
А вот у простых людей зеркало было скорее редкостью, чем обыденностью. Их привозили с ярмарок, выбирали поменьше и подешевле, берегли как зеницу ока, заворачивали в вышитые рушники и вешали повыше, чтобы не разбить.
Кроме того, зеркало было не только дорогим предметом, но и считалось окутанным мистическим ореолом. Бытовало поверье, что если разбить зеркало, то семь лет несчастий обеспечено. Поэтому хрупкому предмету было только одно место — подальше от детских и неуклюжих взрослых рук.
Повесить зеркало повыше, чтобы не разбить — это понятно. Но как же в него смотреться? Тут на помощь приходила народная смекалка. Зеркала вешали высоко и под углом, чтобы можно было увидеть своё отражение, не забираясь на стул.
В советское время зеркала стали доступнее, технологии производства шагнули вперёд. Однако привычка вешать зеркала по старинке, высоко, осталась. Вспомните квартиры своих бабушек и дедушек. Наверняка, и там зеркало висело где-нибудь под потолком.
Эта традиция, передаваемая в деревнях из поколения в поколение, стала частью культурного кода, своеобразным отголоском прошлого о том, как жили наши предки.
Кстати, о картинах. В старых домах их тоже часто можно увидеть висящими высоко и под наклоном, почти под самым потолком. Причина не в суевериях и не в боязни разбить дорогую вещь (хотя картины тоже стоили немало). Всё дело в том, что такое расположение позволяет лучше рассмотреть изображение. Свет падает под другим углом, блики не мешают, да и пыль скапливается меньше. Обратите внимание: в некоторых музеях картины висят именно так.
Нет комментариев