Его третья по счёту постановка по мотивам книги, именно по мотивам, потому что это не экранизация и не просто перенесение прозы на экран, а оригинальный с собственным поэтическим языком взгляд художника, проникнутый духом итальянского неореализма в стиле Микеланджело Антониони и Федерико Феллини. Вышла удивительно грустная комедия,
самый любимый фильм грузин всех возрастов, принёсший режиссёру всесоюзную известность, с воплощённым на киноплёнке неповторимым,
удостоенным в 1966-м премии ЦК ВЛКСМ, думбадзевским текстом:
«Можно смело сказать, что десятилетку я и бабушка заканчивали вместе. По-моему, это единственный случай в истории человечества. Я обыкновенный деревенский мальчик. У меня в сумке всегда фрукты, рогатка и пугач. До первых заморозков я хожу в школу босиком. У меня всего одни залатанные штаны и по две переэкзаменовки каждый год. Из-за моей собаки Мурады, которая всегда бегает за мной хвостом, в деревне меня называют собачником, в школе – плутом и лентяем, а бабушка раз и навсегда окрестила прохвостом. Настоящее же моё имя – Зурико. Когда бабушка сердита на меня, я ночую в давильне; как помиримся – я снова перебираюсь в комнату. Днём бабушка, призывая на мою грешную голову громы небесные, гоняется за мной с хворостиной в руке. Ночью она моет мне ноги и, дождавшись, когда я усну, тихо целует...»
В заключение, читатель, небольшое лирическое отступление.
У меня было счастливое детство. Я мог читать, сколько влезет. Стеллажи трёх близлежащих библиотек, куда я смог записаться, манили и притягивали как пиратские сокровища. Каждая книга была, что называется, на один присест. Годам к пятнадцати от уймы прочитанных книг зрение моё подсело, мне прописали очки, а во дворе нашей хрущобы мне прилепили самую обидную и презрительную из всех возможных, на взгляд восточных подростков, кликуху, которую я стойко сносил до тридцати лет, покуда не уехал в другой город.
Так вот. Книги, смешней чем
«Я, бабушка, Илико и Илларион», в моём детстве не было. Разумеется, мой список остроумных и весёлых книг до сих пор пополняется.
«Денискины рассказы» Виктора Драгунского», «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера, «Первый раз на эстраде» Ираклия Андроникова, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, «Почти серьёзно» Юрия Никулина, «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека, «Квартал Тортилья-Флэт» Джона Стейнбека, «Чемодан», «Компромисс» и «Зона» Сергея Довлатова, «Моня Цацкес – знаменосец» Эфраима Севелы. «Легенды Невского проспекта» Михаила Веллера, «Энциклопедия хулиганствующего ортодокса» Иосифа Раскина, «Тупица» ушедшего на днях Михаила Герцмана – самые яркие из множества других. По идее, у каждого есть или должен быть свой список любимых авторов.
Тому, кто не читал
«Я, бабушка, Илико и Илларион», рассказывать про книгу – значит вредить самостоятельному поиску и прочтению. Могу только представить, как надорвут от смеха животики те, кто захочет это сделать.
Какая кликуха была у меня во дворе, спрашиваете?
Профессор!Какая ж ещё?
Нет комментариев