Иван Лапиков родился 7 июля 1922 года в простой крестьянской семье, на хуторе Заячий (ныне Волгоградская область).
«Родился папа в поле: пуповину чуть ли не серпом перерезали», - вспоминала дочь артиста. Бедной семью назвать было никак нельзя, ибо и родители Ивана Лапикова, и его деды с прадедами много и упорно трудились для того, чтобы дети всегда были сыты, обуты и одеты. Милостыню просить да перебиваться с хлеба на воду они были не приучены. Зато слыли в Горном Балыклее людьми глубоко верующими. К вере в Бога приучали они сызмальства всех детей, и Ивана в том числе.
В тридцатые годы кого-то из ближней родни Лапиковых записали в кулаки и даже сослали. И анкета Ивана на долгие годы была подпорчена. Он навсегда сохранил в душе крестьянскую настороженность. Никого не впускал глубоко в свою душу, тяжело сходился с другими людьми.
Герасим Васильевич категорически возражал, чтобы сын Иван шел в артисты. Считал, что лицедейство — занятие греховное, богохульное. Но Иван на своем стоял твердо. И после школы уехал поступать в театральный институт в Харьков. Не проучился и трех лет, как началась война. Отец Ивана прислал телеграмму: «Немедленно возвращайся!» В тяжелое время семья должна была держаться вместе. Иван вернулся, пошел в военкомат, был определен в рядовые. Линия фронта уже приближалась, и его мобилизовали в батальон, строивший противотанковые заграждения. В селе во всех дворах были лодки, и Иван вместе с соседями сформировал небольшую флотилию, которая перевозила раненых на другую сторону Волги — в тыл. За это он был награжден медалью «За оборону Сталинграда», которой очень гордился.
Сразу после войны думать об учебе было некогда: предстояло поднимать хозяйство, налаживать быт. Тут бы отцу Ивана порадоваться, что по его воле вышло — не стал сынок артистом. Но уже весной 1945-го Лапикова-младшего, так и не получившего высшего образования, приняли в труппу Сталинградского драматического театра имени Горького как характерного артиста второго плана.
В Сталинградском театре он проработал до 1963 года. Он сыграл на сцене множество ролей, был любимцем публики. В театре он познакомился со своей коллегой Юлией Фридман, которая стала его женой. Юлия тоже была местной знаменитостью, талантливую актрису публика очень любила, её узнавали на улицах, просили автограф.
Когда же жизнь супругов наладилась, и у них появилось собственное жильё, Юлия внезапно исчезла. Нашёл её Иван Лапиков в Москве, где устроилась она преподавателем сценической речи, режиссуры и искусства грима в культпросветучилище. Оказалось, что Юлия Фридман после полученной во время войны контузии стала страдать от глухоты. Конечно, Иван Лапиков о недуге жены знал, но он и представить себе не мог, что это может послужить причиной для ухода из семьи. Он вместе с дочерью приехал к Юлии, умолял её вернуться. Она плакала и пыталась втолковать мужу: не может она вернуться туда, где все запомнили её молодой, яркой и талантливой. Ей больно ходить по городу, где настигла её беда, лишившая любимого дела и сделавшая обузой для семьи.
Нежелание Юлии возвращаться в Волгоград стало первой причиной, заставившей Ивана Лапикова задуматься о переезде в Москву. А второй стали слова Олега Ефремова, с которым актёр был знаком по съёмкам в одном из фильмов. "Давай, решайся. Где-нибудь пристроишься", - сказал Олег Николаевич. Ради семьи актёр всё же решился на переезд, и впоследствии он не раз благодарил Ефремова за те, такие нужные слова.
Роли в кино на первых порах были небольшими, а после выхода на экраны «Председателя» Иван Лапиков стал настоящей звездой и недостатка в приглашениях на съёмки не испытывал.
«Играли на разрыв аорты. Сегодня, пересматривая «Председателя», недоумеваю: как они вообще в живых остались? В знаменитой сцене драки братьев совсем забыли об осторожности. За девять дублей, которые отсняли, отец что-то Ульянову вывихнул, а тот так сильно приложил Ивана Герасимовича к березе, что у него случилось сотрясение мозга. Месяц пролежал в «Склифе», мы с мамой его навещали. Помню, папа все время недоуменно повторял: «Господи! Он же меня чуть не убил». - вспоминает дочь артиста.
Иван Лапиков очень много снимался, зрители его любили, а режиссёры относились с огромной симпатией к трудолюбивому и очень преданному своему делу человеку. Он никогда не подводил, не срывал график съёмок, к каждой роли относился очень серьёзно, даже если она была небольшой. Он сыграл множество ролей в кино, а вот в театр идти отказывался, хотя его наперебой приглашали и в московские театры, и в прославленный БДТ, но Иван Герасимович предпочитал проводить свободное время со своей семьёй, максимально старался облегчить жизнь жены, которую очень любил.
В 1993 году режиссер Сергей Бондарчук попросил Ивана Лапикова выступить перед солдатами одной из воинских частей. И, хотя актер перенес инсульт, а затем и инфаркт, он согласился и и поехал на встречу. Его сердце остановилось во время выступления.
«Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на «артиста». Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты. К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках «Андрея Рублёва», за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в «Председателе», с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета. И хотя в «Рублёве» у нас не было прямого партнёрства в кадре, не было общих сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца... Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира, сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его «публичное одиночество» - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться. У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым.»
Николай Бурляев
Комментарии 4