Спустя 34 года память о Цое жива.
К.Кинчев: Цой поэтому и был Цоем, что он делал то, что нравится ему. Он был одиночка. Это абсолютно точно. Он был один всегда, везде, во всём. Кто бы его ни окружал, с кем бы он ни был, он всегда был один. Он был, на мой взгляд, наиболее органичным музыкантом из всех, кто играл Рок. Так, как Цой передавал атмосферу, создавал, не получается, пожалуй, ни у кого.
Прежде всего, сделав ряд публичных заявлений и включив в свой репертуар несколько песен Виктора Цоя, Кинчев лично способствовал прекращению конфронтации алисаманов с киноманами. Взяв, таким образом, над киноманами «опекунство», что послужило разгерметизации их сообщества и в известной мере предотвратило его трансформацию в секту. Рецидивы подобных настроений случались среди киноманов, так что можно представить, какова была эта опасность в первые годы после фатальной катастрофы на рижском шоссе. Известно, что сообщение о трагедии вызвало волну подростковых самоубийств (45 только официально зафиксированных случаев).
Первой песней «Кино» в репертуаре «Алисы» стала «Спокойная ночь». Её премьера состоялась 20 июня 1992 года. Группа исполнила её на сборном концерте, посвященном дню рождения Виктора Цоя. В дальнейшем она на многие годы прописалась в концертных сет-листах, но в настоящее время исполняется крайне редко.
Кстати, Константин Кинчев планировал включить её в альбом «Чёрная Метка», о чём он говорил в интервью Нине Барановской для книги «По дороге в рай». Но в итоговую версию пластинки она не вошла. Впервые «Спокойную ночь» в исполнении «Алисы» издали на концертном альбоме «На Шаболовке», затем – в live-сборниках «Пляс Сибири на берегах Невы», «Мы вместе 20 лет» и «Звезда по имени рок».
Второй песней Виктора Цоя, которую исполнил Константин Кинчев, стала композиция «Транквилизатор». «Песня, которую не я написал, но которая мне близка» – комментировал лидер «Алисы» её исполнение. Правда, в репертуаре коллектива она продержалась недолго, группа играла её всего несколько раз.
«Транквилизатор» Группа АЛИСА исполняла на концертах-презентациях альбома «Для тех, кто свалился с Луны». Запись сохранилась благодаря тому, что эти выступления снимали на видео. Впервые Кинчев спел песню 10 февраля 1993 года, а последний раз, по всей видимости – 2 апреля того же года в Уфе.
Третья песня Цоя в концертный сет-лист «Алисы» вошла в 2002 году. Это – композиция «Песня без слов», с запоминающимся рефреном «весь мир идёт на меня войной». Впервые группа сыграла её 16 июня в московском клубе «Точка». При этом в текст Константин Кинчев внёс правку, спев «каждому вору – возможность НЕ красть», что более соответствует христианскому мировоззрению.
Композиция представлена и в дискографии «Алисы», но не в студийном качестве. Впервые её издали на макси-сингле «Без креста», который предварял выход альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Также композиция присутствует в концертных альбомах «Мы вместе 20 лет» и «Звезда по имени Рок».
Кстати, песен Виктора Цоя в репертуаре Константина Кинчева могло бы быть больше. В начале нулевых годов лидер «Алисы» говорил о желании включить в концертный сет-лист композицию «Попробуй спеть вместе со мной». Но, к сожалению, этого не случилось.
В песне «Алисы» «Рок-н-ролл» из альбома «Стать Севера» есть посвящение всем известным рок-музыкантам. А Виктору Цою досталось почетное:
И, как Цой, раскачивал ночь пульсацией вен! – отсылка к песне «Перемен» («Кино»)
В 2008 году Константин Кинчев посвятил памяти Виктора Цоя целый альбом «Пульс хранителя дверей лабиринта» (в данном контексте под «хранителем лабиринта» подразумевается сам Цой).
Перед каждой песней было записано перевёрнутое послание для расшифровки смысла.
К.Кинчев: … у каждой работы свои задачи. Альбом называется «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта». Соответственно, в нём я пользовался пульсациями того, кого я считаю Хранителем Дверей Лабиринта. Поэтому задачи были, так скажем, более локальные. Поэтому, прямые цитаты здесь действительно трудно найти. Но вектор в нём по-прежнему направлен в сторону Православия. Данный альбом посвящён Виктору Робертовичу Цою.
Это действительно определённого рода пульсация, которую я сумел поймать и воспользоваться ею, благодаря чему такой альбом и появился на свет. И за это я весьма благодарен Хранителю Дверей Лабиринта.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Виктор на всегда!