Из проповеди в проповедь предупреждает он, что без благодати Божией — только смерть, только сиротство и бедность, и нищета душ человеческих: «Держись, Россия, твердо веры твоей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколеблемой людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить Россию, так чтобы мы истребляли друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Поражая всякое лжеверие и неверие, святой праведный Иоанн Кронштадтский обращает строгое внимание и на ту ересь, когда считают: «Мы молимся, а то, что происходит с Россией, нас не касается». Даже главная молитва Отцу Небесному наполняется у него плачем и молитвой о России: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое в России, да приидет Царствие Твое в России, да будет воля Твоя в России. И насади в ней веру истинную и животворную. Ей, Господи, восстани на помощь нашу. В настоящие дни безверия едина есть отрада у истинного христианина и сына Церкви — неизменный, бодрый, всеблагий, премудрый и всесильный промысел Божий о людях. Ополчись, ополчись за Церковь Божию, на земле сущую. Бедствует она, возлюбленная Невеста Христова, нападения лютые терпит от врагов истины».
Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн всегда соединяет ее с близостью Второго Пришествия Христова. «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею. "Тайна беззакония" уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины. Слышите, за что? За то, что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и в жизни».
Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это в конце концов имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее. Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита Филарета Московского, недавно прославленного нашей Церковью. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в «Русском архиве» в 1901 году. «Однажды, — пишет он, — я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил:
— Какой смысл?
— Для будущего, — возразил я.
Тогда с волнением и подъемом митрополит начал говорить о том, что он чувствует, что будущее покрыто темной тучей, и когда гроза разразится, люди, глубоко потрясенные ударами этой грозы, потеряют память обо всем, что было перед этой бурей. Месяца за два перед смертью он сказал настоятелю Сергиевой лавры, что начинает видеть свое прошлое яснее, чем раньше. Настоятель его спрашивает:
— А будущее?
— Будущее тоже, — ответил митрополит.
— Что видите Вы в будущем?
— Ужасную грозу, которая идет к нам с Запада».
Такому же видению учит нас святитель Феофан Затворник, давая духовную оценку происходящим на его глазах событиям. Еще в 60—70-х годах позапрошлого столетия он говорил: «Завязли в грязи западной по уши и думают, все хорошо. Через поколение, много — через два, иссякнет наше православие. Зачем это приходили к нам французы в двенадцатом году? Бог послал их истребить то зло, которое же у них мы и переняли. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему». В 1907 году святой праведный Иоанн Кронштадтский во время полного затишья на Руси, видя общую нечувственность и нераскаянность, грозно пророчествовал: «Кайтесь, приближается ужасное время, что вы и представить себе не можете». Впечатление было потрясающее: ужас овладевал присутствующими, и в храме раздавались плач и рыдание. «Мы с женой, — говорит Сурский, — недоумевали, что же это будет: война, землетрясение, наводнение? Однако по силе слов пророка мы понимали, что будет что-то многоужасное, и высказывали предположение, что ось земная перевернется».
Как известно, отец Иоанн открыто выступил против революции в защиту веры и престола. Он торжественно благословил хоругви, знамена «Союза русского народа» и стал почетным его членом. В книге об отце Иоанне, выпущенной когда-то в Америке издательством им. Чехова, приводятся слова одного известного богослова, где он, говоря об этих «винах» отца Иоанна, замечает: «Однако все эти вины отца Иоанна нисколько не омрачают чистого и привлекательного его духовного облика». И затем снисходительно прощает эти вины: «В оценке отца Иоанна, — говорит он, — надо стать выше всех этих внешних и случайных сторон его жизни». Ось земная перевернулась, моря человеческой крови пролились, а для людей отвлеченного богословия это было всего лишь внешнее и случайное, политика! Точно так же и сегодня, когда западная и собственная наша грязь, в которую мы влипли больше чем по уши, выражаясь словами святителя Феофана, обернулась страшной кровью, — и это всего лишь внешнее и случайное для людей, на самом деле растворившихся в политике, и ничего особенного не случилось.
Прежде чем совершится победа зла, происходит торжество лжи. Вот чему учит нас XX и XXI век: Слово Божие никогда не должно быть отвлеченным. Дары, которых мы сподобляемся от Господа, благодаря тому, что принадлежим Его Церкви, могут быть нам во оправдание и освящение, либо в суд и во осуждение. Как случилось, что столь великое множество православных христиан в годы революции отреклись от веры и пошли против Христовой Церкви и помазанника Божия? То, что мы слышим за литургией в Евангелии Недели святых отцов о величии и позоре, и новой славе каждого человека и каждого народа, будем прилагать в полной мере к себе, храня, как самое драгоценное сокровище, тайну нашего родства со Христом и со всеми теми, кто на протяжении тысячелетий вступил в это непостижимое, страшное, бессмертное родство. В этом тайна нашего спасения и участие в спасении нашего народа. Как сказал другой великий пророк крестного пути России, преподобный Серафим Саровский: «Благодать истинного причащения столь велика, что запечатлевается на всем роде причащающегося». Такую благодать принял святой праведный Иоанн, и нас он призывает к истинному причащению, когда жизнью всей, телом и кровью своей соединяемся мы со Христом и Его святыми мучениками и исповедниками. И это значит, вместе с Господом находимся там, где сегодня Его Крестные Страдания. Слово Божие обладает такой силой проникновения, что присутствует во всех исторических событиях. Апокалипсис — это не только книга, завершающая Библию. Мы должны научиться читать эту книгу в том, что открывается сегодняшней жизнью. Как говорил преподобный Антоний Великий, есть две Библии: одна — Священное Писание, другая — книга природы, и обе написаны одним автором. Мы живем в такое время, когда книга природы на наших глазах все более исчезает. Остается, кроме Священного Писания, грозная книга событий.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/01/prezhde_chem_sovershitsya_pobeda_zla_proishodit_torzhestvo_lzhi
Комментарии 7