Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались, — если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.
Они — обратим и на это внимание — не говорят, каждый из них в отдельности: «Помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они — друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.
Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними, и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порой нам сразу, чтобы углубилась наша молитва, и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.
И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться со Христом лично, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней молитве, или когда посетит нас беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».
Нет другого решения наших проблем, кроме как положить их у ног Христовых
Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» И отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его Небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.
Не то же ли самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в Евангелии? Он — бессловесное существо. Мы часто повторяем, что все делается в мире сегодня, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит, — обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь все чаще звучит по СМИ как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.
Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком, немой стал бы хулить Бога и человека и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силой Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая отступившее от Бога человечество. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/08/11/gde_obresti_izbavlenie_ot_nyneshnei_slepoty_i_nemoty
Комментарии 2