Слово в Неделю всех святых
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Фото: Из интернет-источников
После всего что Христос совершил нашего ради спасения, после того как Он даровал нам силу Духа Святого принять этот дар и открыл нам тайну Бога Пресвятой Троицы, Церковь празднует торжество всех крещеных во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тех, кто были крещены не в суд или осуждение, но приняли эту великую милость Божию в вечное освящение. «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о них», — таким прекрасным восклицанием начиналось сегодня чтение Апостола (Евр. 11, 32). Великое множество святых было в Ветхом Завете, и вера их была крепка. А что сказать о новых временах — о святых, которые явились в мир после Пришествия Христова! Святая Церковь сравнивает их с бесчисленной россыпью звезд. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их», — такое пророчество о всех святых было дано праотцу веры Самим Господом (Быт. 15, 5). И апостол Павел говорит, что святые эти имеют разную славу: «Звезда от звезды в славе разнится. Ина слава солнцу, и ина слава луне» (1 Кор. 15, 41).
Святые отцы уподобляют луну Божией Матери, Которая во главе всего сонма светил небесных. А солнце — это Сам Господь наш Иисус Христос. Когда восходит солнце, то звезды становятся невидимыми, потому что все заполняет Его свет. Они не перестают быть, они сияют, но в свете Христовом — Солнца правды — все исчезает. Все человечество призывается быть участниками этой новой Божественной жизни, которую Господь принес на землю.
Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь утверждает Своих учеников, чтобы их страдания были для них легким игом. Христос ставит перед Своими последователями одно условие: чтобы они были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него. Теперь Он говорит, что честь и милость быть учениками Его, быть христианами дается тем, для кого Христос дороже всего на свете. Если вера наша что-нибудь значит для нас, она должна быть для нас всем. И с чем бы мы ни расставались ради жемчужины такой цены, мы можем с радостью сделать это, утешая себя верой и знанием, что эта жемчужина дороже того, что мы должны отдать за нее. Кто не хочет принять креста на этих условиях, может отказаться от него к собственной погибели.
Мы должны предпочесть Христа всему, в том числе, говорит Господь, нашим самым близким и дорогим отношениям с другими людьми. Дети должны любить своих родителей и родители должны любить своих детей. Но если они любят друг друга больше, чем Христа, они недостойны Его. Как ненависть к другим людям, а особенно к домашним нашим, лишает нас общения со Христом, так и любовь к ним по плоти, любовь без Христа, удаляет нас от Него.
В конце сегодняшнего Евангелия Христос говорит, что всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей ради Него, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Что значит — оставить и жену, и детей, и братьев, и сестер ради Христа? Это значит, когда мы оказываемся перед выбором — оставить их или оставить Христа, — мы должны предпочесть Того, без Кого мы лишимся навсегда, в конце концов, всех наших дорогих и близких. Семья — это величайшая святыня, малая Церковь. Именно потому, что врагу удалось поколебать этот завет Христов — предпочитать Христа всему на свете, — наступило потом разрушение семьи, весь тот распад, который мы наблюдаем в человечестве у самых близких по крови людей.
Все оставить ради Христа должны люди, избирающие истину. Что означают эти слова? То, что не страдание само по себе имеет цену, а то, к чему это страдание приводит. То, что делает христианина мучеником или исповедником. Самое главное условие святости, которое открывает нам Господь, — это готовность оставить все. Апостол Петр спрашивает Господа, что получат они за то, что оставили все: «Господи, — говорит он, — мы все оставили». Мы понимаем, что это «все», что они оставили, на самом деле не очень велико. И все-таки мы слышим, как Петр говорит об этом как о чем-то значительном — том, что для него все. И мы, совершая наше служение — даже, может быть, жертвенное, со всеми скорбями, затратами, потерями ради Христа, — часто склонны думать, что теперь Господь — наш большой должник. Однако милостивый Господь не упрекает апостолов за это, и Он понимает, что это было их «все» в тот момент. Как две медных монеты у вдовы евангельской было все, что она могла оставить, так и с апостолами. Если бы у них было что-нибудь большее, и тогда они не поколебались бы отдать это Господу. Поэтому Христос с такой любовью их принимает. И всех, кто так приходит ко Христу, Он принимает. И только так Господь принимает, больше никак. Хотя Он долготерпелив и многомилостив, и постепенно возводит человека к этому совершенству.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/06/29/esli_vera_nasha_chtonibud_znachit_dlya_nas
https://youtu.be/VumGzCLpW80 http://dugin.ru/video/russkaya-pasha-2016 https://vk.com/video151678461_456239090 Русское Православие - множество духовных миров, рядом с нами, в нас, сквозь нас.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2