Они называются Вселенскими родительскими субботами. Панихиды, которые совершают в эти дни, предусмотрены уставом и называются также вселенскими.
Первая такая суббота приходится на Мясопустную седмицу – одну из подготовительных недель к Великому посту. После нее следует масленица. То есть, службы первой Вселенской родительской субботы совершают за неделю до поста.
В воскресенье перед масленицей Церковь вспоминает пророчества о грядущем Страшном суде. К народному веселью люди присоединяют покаянное настроение.
История установления Вселенской мясопустной заупокойной субботы начинается с апостольских времен. Это видно из устава, который, основываясь на древнейшем предании, в V веке изложил преподобный Савва Освященный. Из письменного источника IV века известна также традиция древних христиан собираться в некоторые дни на кладбищах и молитвенно поминать там усопших.
Место в подвижном круге служб, занимаемое первой Вселенской родительской субботой, Церковь объясняет следующим образом.
В воскресенье Мясопустной седмицы православные вспоминают об ожидаемом втором славном пришествии Христовом, следовательно, суббота перед ним символизирует тот из грядущих дней, что будет предшествовать Страшному суду.
Приближается духовный подвиг Четыредесятницы, в течение которой человеку нужно стремиться к духовному единству в любви ко всем членам Церкви – как к живущим на земле, так и усопшим, к которым относятся и святые угодники. Земная Церковь на заупокойной службе предстательствует о верующих всех времен, начиная с Адама, – об усопших праотцах, отцах, братиях и сестрах из всякого народа и сословия. Отдельно молятся о внезапно умерших и оставшихся без погребения. Церковь просит Бога явить всем поминаемым милость в день беспристрастного воздаяния за каждую прожитую жизнь.
День особого поминовения усопших называется именно родительской субботой, несмотря на то, что молятся не только за родителей, а часто и даже не за родственников. Такое название появилось не только потому, что родители, как правило, покидают этот мир раньше детей, но и как напоминание о заповеди Божьей о почитании отца и матери. Всякий человек обязан своим родителям, а первейший христианский долг по отношению к отцу и матери – это долг молитвенный, который нужно непрестанно исполнять и после их кончины. В понятие, обозначаемым словом "родитель", вполне можно включить и более дальних предков, называемых прародителями.
Синаксарь объясняет, почему святые отцы учредили поминовение всех усопших: многие умирают не своей смертью – например, во всяких катастрофах, гладах, морах, войнах и в несчастных случаях. Сосчитать же все виды и случаи неожиданной смерти никто из людей не может. Тем не менее, всякий крещеный заслуживает псалмопения за свою душу и заупокойного поминовения.
Святоотеческое человеколюбие, опираясь на апостольское учение, подвигло отцов совершать общее, или, вселенское, поминовение христиан, чтобы никто крещеный и оставивший земную жизнь тем или иным путем, но забытый, не остался без молитв Церкви.
Некоторые спрашивают – зачем молиться об умерших, раз Христос сказал: «В чем застану, в том и осужу»? Святой Иустин Философ связывает это Христово изречение с другим местом: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Мученик утверждает, что Бог не стремится обязательно застать человека смертью в том или ином обстоятельстве. Эти слова Христа о том, что нельзя жить беспечно, и, действительно, когда земная жизнь закончилась, многие ее последствия, отразившиеся на вечной душе, исправить уже нельзя. Но это никак не отменяет возможность молитвы за усопших.
Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Игнатий Брянчанинов и другие утверждают, что по смерти тела душе человека открывается мир ангелов – святых и падших. Последние начинают борьбу за такую душу. Некоторое время уходит на воздушные мытарства и частный суд Божий.
На нем окончательная участь человека не решается, потому что человек – это не только душа, а еще и тело, которое должно воскреснуть в конце истории мира. Суд предполагается не только частный, но и Страшный – на нем и решится вечная участь человека.
Без тела почти нельзя грешить, но и, как считается, почти невозможно покаяться. Душа после смерти тела может нести на себе последствия неправильных жизненных решений – грехов. Последствия – это болезни, называемые страстями. Они требуют исцеления, а апостол Иаков дает заповедь: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».
Церковь учит, что молитва, возносимая за усопших живыми, может исцелить некоторые страсти умерших и, таким образом, повлиять на их загробное бытие, а также, соответственно, на вечную участь, которая определится после Страшного суда.
Не стоит забывать, что самую сильную помощь душам оказывает их поминовение на проскомидии – за своих крещеных усопших нужно подать в алтарь заупокойные записки с их именами. Когда на литургии Кровь Христова омоет хлебные частицы, вынутые священником из просфоры, благодатью омоются души поминаемых.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев