Антуан Джозеф Сакс родился в Динане 6 ноября 1814 года. Ни у кого до сих пор нет точного ответа, почему люди стали называть его Адольфом. Как бы там ни было его родители перебрались в Брюссель, когда малышу было всего несколько месяцев.
Будучи сыном плотника и мастера-инструментальщика Чарльза Сакса, Адольф Сакс был с раннего возраста окружён музыкой. У него отлично получалось играть на флейте и кларнете. Тяга Сакса к духовым инструментам стала очевидной в раннем подростковом возрасте, когда он начал совершенствовать дизайн этих инструментов и придумывать многое другое.
Описываемый как хронически склонный к несчастным случаям человек, Сакс в детстве стал жертвой ряда необычных неудач, и некоторые из них едва не стоили ему жизни.
Первый серьёзный инцидент произошёл в возрасте трёх лет, когда он упал с высоты трёх лестничных пролётов и бесцеремонно приземлился, ударившись головой о каменный пол. Сообщения о последствиях несколько варьируются: одни говорят, что он пробыл в коме в течение недели, другие утверждают, что он всё это время пролежал в постели, поскольку не мог стоять на ногах.
Чуть позже маленький Сакс проглотил большую иглу, которая чудесным образом прошла через его тело без каких-либо последствий. Но это ещё не всё: очевидно, увлечённый глотанием вещей, которые могли причинить ему вред, в детстве он также выпил смесь белого свинца, оксида меди и мышьяка…
В результате другого несчастного случая Сакс случайно упал на горящую печь и, согласно сообщениям, получил сильные ожоги. К счастью, ему удалось избежать инфекции, которая иногда может последовать за этим, хотя часть его тела навсегда осталась покрытой шрамами.
Пожалуй, ближе всего он подошёл к смерти, когда ему было десять лет. Тогда он упал в реку. Один из деревенских жителей случайно увидел, как Сакс плавает лицом вниз около мельницы. Его быстро вытащили из реки и привели в чувства.
Но это еще не всё. Однажды он оказался в мастерской своего отца прямо в тот момент, когда взорвался контейнер с порохом, стоявший рядом с ним.
Затем маленький Сакс получил травму во время прогулки по улицам, когда большая черепица слетела с соседней крыши и ударила его прямо по голове, на время отправив его в коматозное состояние.
Все эти травмы привели к тому, что обеспокоенная мать Сакса, Мария, открыто сказала, что её маленький сын «обречён на несчастья», прежде чем добавить: «Он вряд ли выживет». Многочисленные столкновения Сакса со смертью также привели к тому, что его соседи в шутку называли его «призрачным ребёнком из Динанта».
Однако все эти несчастья не помешали ему создавать музыкальные инструменты.
Первым инструментом, который Сакс изготовил уже в 14-15 лет, был кларнет. Однако скучное, по его мнению, расположение духовых отверстий он сместил, в результате чего звучание изменилось и стало более мягким.
Повзрослев, Сакс начал представлять свои инструменты на Бельгийской национальной выставке. В течение нескольких лет подряд судьи присуждали ему золотую медаль, однако жюри постоянно отказывало в этом ввиду его возраста. Они объясняли ему, что если он выиграет золото, то достигнет вершины успеха на конкурсе, и таким образом ему не к чему будет стремиться в следующем году.
При первой возможности талантливый Адольф Сакс перебрался в Париж.
По прибытии в Париж в 1842 году, предположительно, имея всего лишь 30 франков в кармане, Сакс пригласил известного композитора Гектора Берлиоза приехать и взглянуть на его инструменты, в результате чего 12 июня 1842 года в газете Journal des debats был опубликован невероятно яркий обзор. Берлиоз писал:
«Г-н Адольф Сакс из Брюсселя... человек проницательного ума; здравомыслящий, цепкий, обладающий упорством против всех испытаний и большим мастерством... В то же время он вычислитель, акустик, а также – по мере необходимости – плавильщик, токарь и гравёр. Он может думать и действовать. Он изобретает и достигает... Композиторы будут многим обязаны г-ну Саксу, когда его инструменты войдут в общее употребление. Пусть он и дальше будет настойчив; он не будет лишён поддержки со стороны друзей искусства».
Этот помогло Саксу обрести много друзей среди выдающихся музыкантов и композиторов, впечатлённых его работой, и позволило без особых проблем получить необходимые средства для создания Фабрики музыкальных инструментов Адольфа Сакса.
Когда дело доходило до изобретения и совершенствования существующих инструментов, Саксу не было равных. Другие производители музыкальных инструментов в Париже видели в этом угрозу остаться без работы и они в буквальном смысле слова объединяли свои усилия, чтобы уничтожить Сакса. Была сформирована организация, которая вполне могла бы назвать себя «Клубом против Сакса», но, в конце концов, получила название «Объединённая ассоциация производителей инструментов».
В 1846 году Сакс получил патент на изобретение, работе над которым он посвятил несколько лет – саксофон. Его конструкция представляла собой сочетание кларнета и офиклеида.
Хотя это кажется обычным явлением сегодня, во многих отношениях саксофон был революцией в то время, эффективно сочетая основные элементы деревянных духовых инструментов с латунью.
Как отмечал Берлиоз в своей рецензии на саксофон: «Он плачет, вздыхает и мечтает. Он обладает крещендо и может постепенно уменьшать своё звучание до тех пор, пока оно не станет лишь эхом эха эха – до тех пор, пока его звучание не станет сумеречным... В тембре саксофона есть нечто досадное и печальное в высоком регистре; низкие ноты, напротив, носят грандиозный характер, можно сказать, понтификальный. Для произведений таинственного и торжественного характера саксофон является, на мой взгляд, самым красивым низким голосом, известным сегодня».
Когда Сакс переехал в Париж, одной из целей, которые он надеялся достичь, было заключение довольно выгодного контракта с французскими военными. Он надеялся, что они будут использовать только его музыкальные инструменты, включая новый и чрезвычайно инновационный саксофон. Вскоре Сакс получил контракт на поставку инструментов французским военным. Конкуренты в буквальном смысле ополчились против него, предпринимая попытки уничтожить любыми доступными им способами. Начались бесконечные судебные процессы.
После революции, когда многие высокопоставленные друзья Сакса были свергнуты, «Объединённая ассоциация производителей инструментов» смогла подать прошение об аннулировании контракта Сакса с военными, а к 1849 году были отменены его патенты на трубы-цилиндры и саксотромбы, что позволило его конкурентам производить эти инструменты. Они также попытались аннулировать его патент на саксофон, но потерпели неудачу.
После пятилетней юридической битвы Императорский суд в Руане, наконец, завершил рассмотрение дела, и восстановив его патенты, а также приказав ассоциации возместить убытки за значительную потерю доходов в годы, когда шла судебная тяжба.
Тем не менее, прежде чем это произошло, в 1852 году, Сакс оказался финансово разорён.
Но Сакс, который утверждал, что «в жизни есть победители и побеждённы; я предпочитаю быть в числе первых», не собирался сдаваться.
Он продолжил работать над своим ремеслом, и в 1854 году снова оказался на вершине - вышел из банкротства и вновь открыл свою фабрику.
Остальная часть жизни Сакса прошла почти так же, как и раньше. Он продолжил впечатлять мир своими талантами в области создания музыкальных инструментов, а также вести постоянные юридические баталии с «Объединённой ассоциацией производителей инструментов», пытающихся помешать ему любым способом, в то время как производители музыкальных инструментов, стоящие за ней, получали прибыль от проектов Сакса, поскольку его патенты истекли.
Удача постоянно то улыбалась, то отворачивалась от него. Из-за исков конкурентов, Сакс трижды становился банкротом.
Когда Сакс не сражался в бесчисленных юридических битвах и производил инструменты, он придумывал альтернативные изобретения, такие как разработка устройства, которое могло бы запустить 500-тонный минометный снаряд; он назвал его Saxocannon (cannon – «пушка»). Он также разработал поистине массивный орган, предназначенный для строительства на склоне холма недалеко от Парижа; его можно было услышать во всём городе, когда он звучал.
Адольф Сакс умер в возрасте 79 лет в 1894 году и похоронен на кладбище Монмартр в Париже. В последние годы жизни он боролся с раком губы и противостоял собственной нищете.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1