«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина не выдаёт замуж женщину, и не выдаёт женщина замуж саму себя”».
Этот хадис передали Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227, аль-Байхакъи 7/110. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7298, «Ирвауль-гъалиль» 1841.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавая эти слова, добавил: «Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой».
Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
______________________
Коран, Сунна и мнение большинства учёных указывают на то, что никах без опекуна (валий) является недействительным. Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то это является распространённым мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.
Доказательство тому, что опекун является условием никаха:
Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2:221).
В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!»
Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин!» См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.
Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.
Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Нисаъ, 4:25).
Имам аль-Багъави сказал: «Женитесь на них», т.е. невольницах, «с разрешения их семей», т.е. с разрешения их опекунов». См. «Тафсир аль-Багъави» 1/416.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, не делая никаких исключений: «Нет никаха без опекуна».
Ахмад 4/394, Абу Дауд 2085, ат-Тирмизи 1101, Ибн Маджах 1881. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7555.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, её брак недействителен. Её брак недействителен. Её брак недействителен!»
Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Авана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Албани. См. «аль-Ирвауль-гъалиль» 1840.
Ма’къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека, и через некоторое время он развёлся с ней, а по истечении положенного для неё срока (‘идда) он снова пришёл просить её руки, но я сказал ему: “Я выдал её за тебя замуж, сделал её твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришёл просить её руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернётся к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о Посланник Аллаха!”» Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари 5130.
Имам аль-Багъави сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата». См. «Шарху-с-Сунна» 9/45.
Имам аль-Багъави также сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизаций». См. «Шарху-с-Сунна» 9/42.
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников». См. «Фатхуль-Бари» 9/187.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без валия, поэтому нет смысла у того, что противоречит этому». См. «ат-Тамхид» 19/90.
Открытие дверей этому ошибочному мнению, что дозволено выходить замуж без опекуна, породило множество вреда и порочности, не считая того, что брак без опекуна недействительный и это является прелюбодеянием.
Что касается валия, который выдает замуж девушку, то им является её отец, дед по отцу, братья отца, её братья, сыновья дядей и т.д.
Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А валий – это её отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является валием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.
Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди учёных.
Имам аль-Маварди сказал: «Валием при никахе у женщины является её отец, затем отец по отцу (дед), затем её брат, затем её сын». См. «аль-Икъна’» 1/124.
Имам аль-Байхакъи в своём сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть валием для мусульманки!» См. «Сунан аль-Кубра» 7/139.
Что делать женщине, если у нее нет валия?!
Сообщается, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Правитель мусульман валий для того, у кого нет валия!»
Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шейба 2/372. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7556, «Сахих Ибн Маджах» 1537.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев